Старинные техники дзю-дзюцу. Дзю-дзюцу Госин-Рю. История школы - История - Джиу-Джитсу Соке Брайан Чик и создание Джукошин рю дзю-дзюцу

Дайто-рю дзю-дзюцу (школа Великого Востока) - это стиль, основанный на традиционных для Японии единоборствах. Создал же данную школу поистине легендарный в масштабах Страны восходящего солнца человек - Такэда Сокаку-Минамото-Масаёси (годы жизни 1858— 1943).

Он был известен еще в те времена, когда только начинал свой путь и уже тогда получил имя «последний великий воин старой Японии». Он оказал огромное влияние на боевые искусства, как и многие его ученики. Сразу целый ряд из них в дальнейшем вставали у истоков совершенно новых боевых искусств, о многих из которых вы наверняка знаете. В качестве примера можно привести Уэсибу Морихэй, который является создателем , а это лишний раз говорит о том, что учения великого мастера действительно были весьма и весьма полезны для самых разных людей.

Такэда отметился тем, что на протяжении долгих лет был единственным человеком во всей стране, который преподавал дайто-рю. Он собственно и создал данное искусство, так как ему всегда хотелось сделать нечто на удивление мощное и в тоже время не слишком сложное в освоении.

У великого мастера даже не было своей школы, где бы он мог на постоянной основе работать с учениками. Напротив, он стремился просто ездить по стране и устраивать в разных ее частях 12-дневные семинары. К нему приходили полицейские, чиновники, работники предприятий и многие другие люди, которые хотели постичь особое искусство, которое не имело тогда никаких аналогов. Сам мастер считает, что за время своих семинаров ему удалось обучить более 30 тысяч человек, а это весьма и весьма внушительный показатель, надо признать.

Такэда жил так, как и должен . Он всегда ходил с традиционной японской одежде, а традициям и обычаям страны и вовсе уделял особое внимание. Для него все это было великой святыней. Свободное время мастер тратил на то, чтобы самосовершенствоваться и создавать свой собственный стиль, которому в дальнейшем можно было бы обучить других.

Он продолжал свое дело вплоть до последних дней жизни и тем самым заслужил уважение от многих людей, так или иначе причастных к боевым искусствам. Его ученики всегда с гордостью отзывались о том, что в свое время имели честь заниматься с ним и признавали, что именно Такэда оказал серьезное влияние на их дальнейшую жизнь.

В общий арсенал Дайто-рю входит 118 базовых приемов, ну а общее число приемов боя голыми руками составляет 348, что заметно больше, чем во многих стилях. Практиковались также бои на мечах и даже на ножах. Сейчас школа Дайто-рю дзю-дзюцу по-прежнему процветает и у дела великого мастера появилось множество последователей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что по-настоящему интересное боевое искусство всегда будет жить и его продолжат практиковать и совершенствовать.


На заметку: вы решили зарегистрировать товарный знак, но не знаете, как это сделать и с чего начать? Тогда вам просто необходимо посетить сайт http://www.tm-reg.ru/ . На этом сайте вы найдёте абсолютно всю информацию о регистрации товарного знака, а также сможете воспользоваться услугами компании, которая может сделать всю работу за вас.

1 938

Термин дзю-дзюцу (джиу-джицу) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя включающие в себя технику защиты и нападения без оружия, а также с различными видами оружия. Он состоит из двух слов: «дзю», что значит «мягкий», «гибкий», «податливый», «уступчивый», и «дзюцу» — «техника», «способ». Получается, что дзю-дзюцу в буквально переводе означает «мягкая, податливая техника».

Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к образу упругой ивы, которая под грузом снега сгибается и сбрасывает его с себя, в отличие от могучего дуба, который терпит до последнего и с треском ломается под тяжестью нагрузки.

Дзю-дзюцу — искусство рукопашного боя самураев

Техника современного дзю-дзюцу на 55−65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35−45% составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые подручные предметы. В частности, «классическими» его видами считаются, катана (самурайский меч), вакидзаси (короткий меч), нагината (секира), яри (копьё), дзё (дубинка длиной от 100 до 130см), явара (палочка длиной от 15 до 30,5 см), бо (шест длиной в 1,8- 2,5 метра), а также ходзю (веревка или пояс) и танто (обычный нож).

Первую школу рукопашного боя близкую к технике дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноути Хисамори на острове Кюсю. Согласно легенде, ему во сне явился монах-отшельник, раскрывший секреты боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах.

Вторая версия связывает распространение дзю-дзюцу в Японии с именем китайского эмигранта Чэнь Юаньбина, нашедшего пристанище в буддийском храме Секоку-дзи в городе Эдо (нынешний Токио). Будучи мастером циньна, китайского искусства заломов и захватов, он открыл в 1558 году школу при храме, где обучал своей технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. Трое учеников Чэнь Юаньбина впоследствии основали собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю и Исогаи-рю.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Он отправился в Китай для расширения своих познаний в боевых искусствах и познакомился там с рядом местных единоборств, в частности, тайцзи-туйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько тысяч приемов рукопашного боя, которые и составили основу дзю-дзюцу. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу — «поддаться, чтобы победить».

К 1650 году уже насчитывалось более четырехсот, преподающих дзю-дзюцу по всей Японии. Техника стала включать в себя большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам, этот раздел техники получил название «атэми-вадза».

На протяжении более трехсот лет дзю-дзюцу культивировалось исключительно в семейных школах самурайского происхождения. Наиболее известными из них были Арагаки-рю, Кито-рю, Косин-рю, Есин-рю, Реи синто-рю, Синсин-рю и некоторые другие. В первой половине XIX века мастер Исо Мутаэмон в Эдо основал школу Тэнсин Синъе-рю, основу техники которой составили удары по уязвимым местам тела (атэми) и приемы, позволяющие выворачивать суставы. Перед тем как основать собственную школу, Исо отправился в путешествие по различным додзэ в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить необходимые науки.

До реставрации Мэйдзи простолюдинам категорически запрещалось изучать технику дзю-дзюцу, но после 1868 года положение изменилось. Более того, в начале ХХ века несколько японских наставников открыли свои школы в Европе и Америке. Сегодня существует около пятидесяти семейных школ японского происхождения, филиалы которых разбросаны по всему миру. Крупнейшая из низ — школа Хакко-рю.

Современным школам дзю-дзюцу разрешено включать в свою программу те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны, поэтому в арсенале дзю-дзюцу в наши дни можно встретить все известные приемы боя, соответствующие принципу «уступания», ложной податливости. В каждой школе могут преобладать либо болевые приемы, либо броски через бедро или корпус, либо тычковые или рубящие удары по болевым точкам тела противника.

Дайто-рю Айкидзюдзюцу

Дайто-рю Айкидзюдзюцу известно в качестве источника такого искусства, как Айкидо. Оно изучается и практикуется многими людьми по всему миру. Однако некоторые из важных техник не были переданы последователям, потому что основатель Дайто-рю Такэда Сокаку держал высшие техники в секрете, а его единственный сертифицированный последователь Хиса Такума учил немногих людей. Теперь все навыки и техники найдены в архивах газеты «Асахи» с фотографиями и разъяснениями. Здесь я расскажу вам об истории и характерных техниках Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Меня зовут Амацу Ютака, я являюсь бывшим вице-президентом газеты «Асахи» и имею 8 дан Кёдзю Дайри Дайто-рю Айкидзюдзюцу, который мне присвоил Хиса Такума.

Техники Дайто-рю Айкидзюдзюцу

«…После того, как мне был присвоен 6 дан (6 степень), Хиса Такума обучал меня индивидуально. Он подчеркивал 3 момента:

  1. Не нужно просто бросать противника. Бросай его так, чтобы атаковать его суставы. Основная цель Дайто-рю - атаковать суставы.
  2. Применяй ноги. Ноги сильнее рук.
  3. В Дайторю нет атэми (ударов). Когда это выглядит как удар - это уловка для атаки на суставы.

Я иллюстрирую вышесказанное на примере Сихонагэ:

Противник захватывает мою левую руку своей правой рукой.

Атакуя его правое запястье и локоть, я ступаю моей левой ногой в сторону его левой ноги и поворачиваюсь направо.

Я ступаю левой ногой вперед, затем тяну противника вниз в направлении его левой ноги.

Я наступаю на левую руку противника моей левой ступней, фиксирую его голову моим левым коленом и скручиваю его правую руку.

Теперь вы можете понять бросок, выполненный с целью атаковать суставы…»

Система техник Дайто-рю Айки Дзюдзюцу

A.Техники

В то время, когда Такэда Сокаку присвоил Хисе Такуме квалификацию Мэнкё Кайдэн, дэнсё (список традиционных техник) выглядел следующим образом:

  • Сёдэн 118 кадзё ура-омотэ
  • Айкинодзюцу 53 кадзё ура-омотэ
  • Хидэнооги 36 кадзё ура-омотэ
  • Дайто-рю Айки Нито-рю Хидэн
  • Госинёнотэ 84 кадзё дзё-тю-ге
  • Кайсякусодэннокото 477
  • Кайденнокото 88 кадзё

Однако Такэда Токимунэ заявляет, что эти наборы техник датируются тем временем, когда Такэда Сокаку их получал. Когда Такэда учил Хису в газете «Асахи», эти техники были тем, что Сокаку модифицировал, до более высокого уровня, чем денсё. Так что, когда Хиса также учил своих учеников, он учил их не дэнсё.

В общей сложности в Дайто-рю существует 2 884 техник, включая техники в положении сидя, в положении стоя, в положении сидя против стоящего противника, контратакующие техники от атаки сзади, бросковые, обездвиживающие и обезоруживающие техники. Существуют бросковые техники с применением айки, которые полагаются на дух и расчет времени, техники, основанные на законах движения, и те, что основаны на меридианной строении человеческого тела. Существуют также техники воздействия на суставы против естественного сгиба, техники воздействия давлением на суставы, и техники, воздействия на жизненные точки человеческого тела.

Движения Дайто-рю основаны на движениях Кэн-дзюцу . На первом этапе вы должны изучить 118 техник. Это называется Сёдэн :

  1. Первые 30 техник этого набора называются Иккадзё (первая группа).
  2. Следующие 30 техник называются Никадзё (вторая группа).
  3. Следующие 30 техник называются Санкадзё (третья группа).
  4. Следующие 15 техник называются Ёнкадзё (четвертая группа).
  5. Остальные техники называются Гокадзё, Таниндзюдори и Эмонодори.

Практика Сёдэн используется в качестве обучения базовых техник. Основу Сёдэна составляют техники дзю-дзюцу. Очень важно знать базовые движения Дайто-рю.

Однако немногие организации имеют Содэн . Это техники, которым Хису Такуму учил Такеда Сокаку, и сохраненные как Содэн Вадза. В основе Содэна лежат техники айки. Чем больше вы практикуете как Сёдэн, так и Содэн, тем более вы будете понимать, насколько различны эти два набора. По мере продвижения вашего обучения, вы будете более и более фокусироваться на техниках Содэна. В дополнение к этим двум наборам существует много техник без названия, не попавших ни в одну категорию.

B. Дзюдзюцу и Айки

Различие между Дайто-рю и другими видами дзю-дзюцу – это добавление Айки . Очень трудно объяснить, что это такое. Айки – это секрет, который присутствует во всех этих техниках. Принципы дзю-дзюцу и айки основаны на техниках работы с мечом (Кэн-дзюцу), и отражены в физических движениях и умственном мировоззрении Дайто-рю.

Дзю-дзюцу – это техники, которые были созданы из рациональных физических движений. Айки – это техники, которые созданы из движений ума и дыхания. Например, мы можем отчасти научиться техникам дзю-дзюцу, просто глядя, как на то, что нам показывают. Однако мы совершенно не можем научиться техникам айки подобным способом. Когда вы практикуете техники айки, вы должны держать руку вашего учителя и быть брошенными много раз. В это время вы должны чувствовать техники айки учителя.

Когда мы изучаем айки, нам необходимо отключится от здравого смысла и повседневного образа мышления.

На практике, сначала нам нужно изучить техники дзю-дзюцу, а позже, по одной, мы изучаем эти техники дзю-дзюцу с добавлением айки. С самого начала мы параллельно изучаем техники айки (айки агэ, айки нагэ и т.д.).

Существует старая японская поговорка: «Садзё-но-рокаку». Она говорит о строительстве дома на песке. Нельзя стоить здание на песке. Если вы построите, оно не будет стоять. Во всяком деле сначала нужно построить прочный фундамент.

По материалам с сайта Такумакай.

Выводы:

В старинных техниках ju-jutsu (в частности Такеда-рю) первичным являлся контроль, а не бросок или удержание противника. Данное положение позволяет немедленно убить противника завершающим ударом или перерезать его горло оружием, находящимся в руках. Таким образом, можно быть уверенным, что противник больше не будет атаковать.

Бросок же типа (вида) aiki с использованием Ки (Ци) - высший пилотаж и он выполняется (практикуется) через воздействия на тело без использования суставов (aiki-no jujtsu) или посредством воздействия на тело в основном через суставы рук (aiki-jujutsu).

К моменту завершения изучения первого раздела (мокуроку) ученик (дэси) должен был достичь уровня дзю-дзюцу. Имеется ввиду, что он должен быть в состоянии инстинктивно применять техники, используя бессознательную реакцию.

Основные принципы старинных школ гласят, что вадза должны выполняться в наиболее инстинктивной, быстрой и жёсткой манере. Безопасность укэ не является заботой тори. Как и во многих школах будзюцу, укэ не обучали выполнению укэми и, если он хотел, то он мог обучаться этому самостоятельно.

Примечание:

  1. Если в японских техниках Айки – секрет, то в Китае практика Ци (китайское название японского Ки) с выбросом энергии не является секретом и практикуется почти в каждой школе БИ с самого начала обучения.
  2. Такеда запретил преподавание Айки в созданной Уэсибой школе «Айкидзюцу», поэтому из неё ушло преподавание дзю-дзюцу и Ки в изначальном виде Традиционной Школы Дайто-рю, поменялось и название на «Айкидо»…
柔術 [дзю:дзюцу ] (info) «мягкое искусство» или «путь мягкости») - общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и армированного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (т.е. броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также тренировали работу с оружием.

В сегодняшние дни в дзю-дзюцу изучается и то, и другое в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике.

Основные особенности

Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу - «поддаться, чтобы победить» - направить силу противника против него самого, не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэи Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам - под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ. Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи . До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кен-дзюцу ; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было несомненно эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита. Дзю-дзюцу легло в основу кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано). В основу айкидо (мастер Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу - Дайто-рю Айки-дзюцу мастера Такэда Сокаку . Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.

Традиционные и современные школы

В IХ в. японский придворный врач Акаяма Сиробеи, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского у-шу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу. Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии (http://koryu.com/guide/ryuguide.html - см. полный перечень классических школ). Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката ) и различных формах их реализации (рандори ). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.

Современные школы создавались на базе традиционных. Цели изменений:

  • создание специализированных направлений (например, для полицейских);
  • приспособление для современных ситуаций самообороны;
  • создание спортивных направлений.

Критика спортивных школ

Спортивные школы нередко сильно отличаются от исходных и формируются по принципу «дзюдо + каратэ » и, в отличие от традиционных школ, не уделяют внимания работе с оружием. Ученики таких школ обычно не умеют противостоять вооруженному ножом противнику, обнаруживая, что тот бьется вовсе не так, как было принято во время тренировок для подготовки к соревнованиям. Кроме того, правила соревнований резко ограничивают используемые приёмы. В джиу-джитсу нет и не может быть ограничений. Трудно запихнуть огромнейший и богатейший арсенал в рамки хоть каких-то соревновательных ограничений.

Про название «джиу-джитсу» в России

См. также

В настоящее время Российская федерация джиу-джитсу не является представителем WKF

Ссылки

  • Белорусское Республиканское общественное объединение Джиу-джитцу и Самозащиты
  • Евро-Азиатская федерация джиу-джитсу (штаб квартира - Владивосток, Россия)
  • Школа реального боя Николая Васильева (г. Томск, Россия)
  • Тайфун Клуб традиционных восточных единоборств (г. Новосибирск, Россия)
  • Федерация джиу джитсу Челябинской области (г. Челябинск, Россия)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дзю-дзюцу" в других словарях:

    ДЗЮ-ДЗЮЦУ - комплексбоевых единоборств с оружием и без него в средневековой Японии … Энциклопедия вооружений

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/24 июня 2012. Дата постановки к улучшению 24 июня 2012 … Википедия

    - (Ju Jutsu) – современная система самообороны. Родилась эта система в 1967 г., когда несколько ведущих немецких мастеров из других видов боевых искусств – джиу джитсу, дзюдо, карате, айкидо получили задание разработать систему, которая должна была … Википедия

    - (Ju Jutsu, также используется транслитерация [ю:юцу], не путать с классической школой джиу джитсу (Ju Jitsu, Jiu Jitsu или Jiujitsu) современная система самообороны. Приемы дзю дзюцу ориентированы на эффективность и универсальность… … Википедия

    Содержание 1 Введение 2 Чакра 2.1 Восемь Врат 3 Общая информация … Википедия

    Выполнение броска в дзюдо Дзюдо (яп. 柔道, дзю «гибкий», до: «путь») философия, спорт и военное искусство, родившиеся в Японии и ставшее популярными во всём мире. Основой дзюдо послужило дзюдзюцу,из которого было отобрано 300 эффективных приемов… … Википедия

Школа Джукошин рю дзю-дзюцу была создана английским мастером Брайаном Чиком на основе его многолетнего опыта личной практики и преподавания дзюдо и дзю-дзюцу.

В основу этой школы легли принципы, техника и тактика старого дзю-дзюцу и традиционного дзюдо, распространенного в Англии с начала 20-го века, а также современные методы боя, развитые в Европе в различных организациях дзю-дзюцу.

С точки зрения Шихана Брайана Чика, важнейшим для тренировок высокого уровня является полноценное понимание того, что вы делаете, зачем и почему нужно делать именно так.

Для каждого мастера боевого искусства, он считает важным иметь хорошую технику своего стиля, скорость, умение двигаться расслабленно, возможность долго сохранять себя в хорошей физической форме и умение координировать силу тела и сознания.

Тестирование (квалификационный экзамен на степень) в Джукошин рю, это не только демонстрация технического уровня, но и характера.

«5-S» Джукошин рю дзю-дзюцу

5 аспектов, важных для каждого тренирующегося в Будо

· Skill – устойчивый навык

· Speed - скорость

· Suppleness – податливость, гибкость

· Stamina - стойкость

· Strength – мощь, сила

Система мастера построена на изучении и понимании естественных рефлексов человека. Практически все приёмы тренируются с учетом характерной реакции противника на ваше действие. В Школе множество комбинаций, ударов, бросков, болевых приемов и удушений, воздействий на болевые точки, а также большое количество приёмов с оружием и против него. Технические действия большинства приемов направлены в конкретные нервные центры и суставы. Третья часть техники Школы состоит из приемов, характерных для традиционного дзюдо, треть составляют удары и треть приемы, характерные для традиционного дзю-дзюцу.

На сегодняшний день, Джукошин рю продолжает развиваться, во многих странах мира, благодаря помощи ведущих инструкторов организации Jukoshin Ryu International.

Соке Брайан Чик и создание Джукошин рю дзю-дзюцу

Брайан Кевин Чик начал заниматься дзюдо в 1959 году в возрасте 10-ти лет. Свой черный пояс (первый дан) он получил через 11 лет тренировок в конце 1969 года из рук своего сэнсэя, японского мастера Отани Мацуру (1896 – 1977), обладателя 8-го дана, у которого он стал тренироваться с 1964 года. Став одним из лучших английских учеников сэнсэя, Брайан Чик тренировался у него, вплоть до его смерти в 1977 году. Последней степенью, полученной от М.Отани, был 4-й дан дзюдо. После этого, бразды правления в организации «Matsuru Otani Society of Judo» перешли к сыну мастера, Робину Отани (ныне президенту «British Judo Council»), от которого, продолживший занятия Брайан Чик получил последовательно 5-й и 6-й дан дзюдо.Также, с 1969 по 1970 год Брайану Чику посчастливилось обучаться у легендарного японского мастера Кенширо Аббэ (1915 – 1985), обладателя 8го дана дзюдо и 6 дана кендо, кюдо, айкидо и каратэ, чемпиона Японии по дзюдо среди 5-х данов и абсолютного чемпиона Японии 1933 года, «учидэши» Уешибы сэнсэя, основателя айкидо. Аббэ сэнсэй был самым юным 3-м, 4-м и 5-м даном дзюдо в японской истории и самым юным чемпионом Японии (18 лет).Тренировки дзюдо в «Matsuru Otani Society of Judo» проходили в традиционной манере, с большим акцентом на прикладное применение приемов самообороны «гошин-дзюцу». Изначально, мастер Отани преподавал дзю-дзюцу, затем, сделав акцент на дзюдо, он до конца своих дней придерживался старых прикладных методов, даже в соревновательных дисциплинах. Например, в практике борьбы отсутствовали какие-либо броски с собственным падением, кроме томоэ-наге и йоко сутэми наге. Приемы раздела «макикоми» не присутствовали вообще. Более того, любой бросок, при котором исполнитель падал сам (кроме вышеупомянутых) приводил к наказанию исполнителя. При этом не возбранялись болевые замки кистей и ног, которых нет в спортивном дзюдо. Хорошо развит был раздел борьбы лежа «косэн дзюдо» и схватки в этом стиле часто практиковались отдельно.

Сам Мацуру Отани начал заниматься Будо с детства, посещая секцию кендо при школе и отдельно практикуя дзю-дзюцу. В 1917 году он переехал на Цейлон, где два года работал и интенсивно тренировался дзю-дзюцу у японского инструктора Сэйзо Усуи, после чего, переехал в Англию, где примерно через год стал заниматься у первого японского преподавателя Кодокан дзюдо в Англии сэнсэя Хикоичи Аида, ученика и ассистента Кано Дзигоро. После пяти лет интенсивных тренировок, к 1926 году, Отани становится учеником, другом и, со временем, помощником выдающегося мастера Юкио Тани, с которым остается рядом вплоть до его смерти в 1950 году. Последней степенью, которую Отани получил от своего учителя был 4-й дан. Затем, 5 дан дзюдо он получил от Ичиро Хата. Только в 1945 году, Отани сэнсэй открыл свой собственный клуб дзюдо и в 1948 году, этот клуб трансформировался в организацию с филиалами. Он входит в созданную в этом же году Британскую Ассоциацию Дзюдо. Однако уже через 6 лет он разочаруется в исключительно спортивной направленности этой организации и в активно пропагандируемом (с его точки зрения) отходе от традиций. Поэтому, все клубы, руководимые его последователями, выходят из BJA и продолжают практиковать классический стиль.

В 1955 году, Лондон посещает Кенширо Аббэ и Мацуру Отани начинает активно контактировать с этим мастером и становится его учеником. Считается, что в 60-х годах, последователями учителя Аббэ в разных дисциплинах стали более 25.000 человек.О Кенширо Аббэ рассказывают легенды: говорят, однажды, в возрасте 40-ка лет, демонстрируя свою теорию «кюшиндо» и отрицая силовой подход к схватке, он поставив в ряд 31 молодого дзюдоиста черного пояса, превосходящих его ростом и весом и сообщив каждому, каким приемом он намерен победить, провел подряд 31 поединок, сделав именно то, что планировал. В 1937 году, Аббэ провел схватку с легендарным Кимурой Масахико. Это было единственное поражение Кимуры на татами дзюдо. После схватки Кимура сказал: «Это было, как будто я боролся с тенью и пытался поймать ветер». В своем обучении в Англии, Аббэ сэнсэй часто использовал «шинкен» боевой меч, которым почти касался ученика во время выполнения какого-то задания. Во время своей ранней практики в бусэн в Японии, Аббэ каждую субботу проводил подряд по пять схваток в течение 25 минут. Это привело к результату и когда перед одной из аттестаций, ему пришлось схватиться с двумя обладателями 2-го дана, двумя обладателями 3-го дана и одним мастером 4-го дана, он выиграл все схватки, потратив всего несколько минут.

В 1958 году, Аббэ сэнсэй развивает невероятно бурную деятельность, развивая различные направления Будо. Он создает в Англии Британский Союз Дзюдо, Британский Союз Каратэ, Британский Союз Айкидо и Британский Союз Кендо. Все они являются отделениями Международного Союза Будо (IBC) и развиваются в духе «кюшиндо» - понимания Будо мастера Аббэ. В 1959 году, Национальному тренеру Британского Союза Дзюдо сэнсэю М.Отани был присвоен 7 дан. Старший сын сэнсэя, Томио Отани специализируется в кендо, айкидо и иайдо и со временем, доходит до уровня 5-го дана от Аббэ сэнсэя в этих искусствах. Он продолжает развивать идеи своего учителя и развивает концепцию «кюшиндо». Младший сын Отани, Робин акцентирует внимание на дзюдо.

Следует заметить, что с появлением в Англии Кенширо Аббэ, сэнсэй Отани пожелал изменить свою манеру преподавания, начав практиковать под руководством Аббэ сэнсэя. Однако тот назвал его стиль очень старым, редким и интересным в виду своей неспортивной направленности и порекомендовал сохранить все старые методики, просто обогатив их новыми. В 1960 году, Аббэ сэнсэй попадает в автокатастрофу и получает серьезные повреждения позвоночника и черепно-мозговую травму. Однако в 1963 году он, несмотря на проблемы со здоровьем принимает участие в грандиозном Будо представлении в Королевском Альберт Холле. Вместе с 67-ми летним Мацуру Отани он демонстрирует «каеши но ката». Затем он возвращается в Японию. Только проведя длительное время в чтении мантр и священных текстов в буддийском храме, в 1967 году Аббэ сэнсэй полностью излечивается от своего недуга, мучившего сознание и тело. В 1969 году он снова еще на один год возвращается в Англию, где оказывается пораженным тем, во что превратились, за почти 10 лет отсутствия, созданные им организации. Он объявляет, что культивирование техники, направленной на победу, исключительно по принятым IJF правилам, искажает суть боевого искусства и его идеи «кюшиндо». Поэтому он трансформирует Британский Союз Дзюдо, назначив его председателем Мацуру Отани, который получает 8-й дан.

Регулярно, в любом возрасте, сам практикуя схватки «рандори», Мацуру Отани продолжал традицию своего учителя, известного японского мастера борьбы Юкио Тани, который прославился в Европе тем, что за свою огромную карьеру поединщика, проиграл всего лишь один бой против другого японского мастера дзю-дзюцу. Юкио Тани, которого многие считают основоположником европейского дзю-дзюцу, несмотря на свои 5 футов 6 дюймов роста, боролся на сцене без остановки, последовательно со многими соперниками, пока желающие схватиться с ним в этот день не иссякали.

Его менеджером был известный в Англии Barton Wright (основатель «баритсу» - смеси дзю-дзюцу, европейской борьбы и бокса). В 1904 году, Юкио Тани становится инструктором Британского Общества Дзю-Дзюцу (Лондон). Вскоре к нему присоединяется мастер йошин рю дзю-дзюцу Таро Мияки, и его школа оказала большое влияние на становление этой организации. В соавторстве с Мияки, в 1906 году Юкио Тани написал книгу «Состязание в дзю-дзюцу».

Согласно информации, данной в книге «Mastering Jiu-Jitsu» Рэнзо Грейси и статьи из книги Оимацу «50 лет дзюдо», мастер Тани был последователем Фусэн рю, школы, которая кроме стандартного для традиционного дзю-дзюцу прикладного рукопашного боя имела особую специализацию в работе лёжа. Учителем Тани сэнсэя был выдающийся мастер дзю-дзюцу Танабэ Матаэмон, который прославился тем, что выиграл множество схваток против представителей Кодокана, используя разнообразные приемы «нэ-вадза» (раздел борьбы лежа).

В 1918 году, приехавший в Лондон известный мастер дзю-дзюцу Гундзи Коизуми (тэншин шинье рю, шин шин рю, акишима рю) открывает клуб Будоквай, и через год, после приглашения, к нему присоединяются Юкио Тани. В 1920 году, после визита основателя дзюдо Дзигоро Кано и его ученика Хикоичи Аида (оставшегося в Лондоне), организация Будоквай переквалифицируется в основном на дзюдо, в котором в этом же году, Юкио Тани и Гундзи Коизуми получили вторые даны. В 1948 году Гундзи Коизуми создает Британскую Ассоциацию Дзюдо, в которую входят большинство клубов Великобритании. Мастер умер в 1965 году, совершив самоубийство. По мнению многих, он не смог смириться с тем, что дзюдо, практикуемое в его организации, приняло формы, как он считал, крайне далекие от изначальной идеи Будо, бывшего смыслом его жизни.

Имена мастеров дзю-дзюцу того времени были известны далеко не только в Британии. В книге великолепного российского автора, специалиста в истории самбо и рукопашного боя в России Михаила Лукашева «На заре российских систем рукопашного боя» есть интересный перевод статьи известного английского атлета, чемпиона и рекордсмена мира в поднятии тяжестей, а также борца и боксера Томаса Инча о его поединке с мастером дзю-дзюцу Раку Уэниси. Несмотря на преимущество в весе более чем в 30 кг, Инч легко был многократно повержен японцем. В конце текста, Инч пишет: «…нужно сказать, что Уэниси и Тани Юкио победили всех лучших европейских борцов, а Юкио Тани был еще меньше, чем Уэниси». Также, имена Юкио Тани и Мияки как лучших мастеров дзю-дзюцу называет в своей книге Нил Ознобишин, автор книги «Искусство рукопашного боя», изданной в России в 1930 году. Он также называет Юкио Тани «одним из лучших японских чемпионов» и указывает, что знаменитые призовые бойцы Юкио Тани, Мияки Таро и др. «японские профессоры дзю-дзюцу в Лондоне» сами будучи прекрасными мастерами, преподавали это искусство систематично и полно.

Свой первое додзё, по рекомендации своего японского учителя, Брайан Чик открыл в 1972 году в Лондоне. Этот клуб «Judo Ippon» был известен жесткой практикой старого дзюдо, в котором считалось зазорным пытаться выиграть схватку не «иппоном», а какой-то иной оценкой. Броски с падением считались некорректными, т.к. считались опасными в реальной, не спортивной схватке. Борьба лежа «косэн дзюдо» также активно изучалась в этом додзё. Несмотря на специфическую направленность, многие ученики «Дзюдо Иппон» успешно выступали во многих соревнованиях и сам Брайан Чик стал 5-ти кратным национальным чемпионом по дзюдо.

В юношестве, уже имеющий мастерскую квалификацию в дзюдо Брайан Чик начал посещать тренировки по смежным дисциплинам и серьезно занялся дзю-дзюцу. В этом единоборстве, он учился и аттестовывался у комиссии специалистов под руководством профессора Джеймса Бланделла (основателя Британской Ассоциации Дзю-Дзюцу и впоследствии основателя WJJF), профессора Роберта Кларка и профессора Ричарда Морриса. Название практикуемого ими направления «джуко рю дзю-дзюцу» было заимствовано в период организационных отношений с «Jukokai Int-l» и его руководителем сэнсэем Родом Сачарноски. Со временем, отношения Брайана Чика с Ричардом Моррисом стали очень тесными и долгое время впоследствии, они работали совместно.

Профессор Моррис в юности был ведущим учеником Альфа Моргана – одного из первых английских учеников Юкио Тани сэнсэя. Моррис практиковал старый стиль, и после получения черного пояса в дзюдо, стал изучать другие направления боевого искусства и переквалифицировался в дзю-дзюцу, став одним из самых известных и авторитетных преподавателей этого вида Будо.. Большое влияние на него оказал Д.Бланделл. До 1986 года Ричард Моррис был председателем BJJA и директором WJJF, затем создал собственную организацию Ju-Jutsu International. Через некоторое время, в 1992 году он стал со-учредителем Всемирной Федерации Кобудо (WKF).

Последней степенью, полученной Брайаном Чиком от Роберта Кларка, в 1993 году был 6-й дан дзю-дзюцу. В 80-х годах, в аттестационную комиссию вошел японский мастер Иноуэ Тсуеши Мунэтоши, Соке Хонтай Такаги Йошин Рю. С этого момента, Брайан Чик также стал заниматься традиционным дзю-дзюцу и посетил Японию для стажировки. Его ведущим японским инструктором в дзю-дзюцу был Ясумото Акиоши сэнсей.

В этом же году, Совет Представителей WEBBS из около 50ти стран мира коллегиально присвоил Шихану Чику 8 дан.

В 2003 году, по предложению своих учеников из нескольких десятков стран мира, кроме WEBBS, являющегося всестилевой организацией, объединяющей разные направления боевого искусства, Шихан Брайан Чик создает стилевую структуру, в которой культивируется сформированный им за многие годы практики и преподавания стиль современного дзю-дзюцу – Jukoshin Ryu. В этой системе, как её основатель, Шихан Брайан Чик получает титул Соке и 9 дан, как признание своих высоких заслуг в развитии современного дзю-дзюцу. Эта степень была подтверждена множеством дружественных организаций.

На сегодняшний день, WEBBS объединяет более 50-ти стран мира и более 6-ти тысяч членов, из которых около 500 обладателей черного пояса. Среди членов WEBBS более 2х тысяч последователей Джукошин рю.

Кроме дзюдо и дзю-дзюцу, Брайан Чик занимался также специализированными техниками рукопашного боя и боя с оружием. Он неоднократно приглашался для проведения занятий с подразделениях специального назначения России, Украины, Германии и Канады. Множество его учеников – полицейские чины.

Спортивная карьера Брайана была яркой – он пятикратный национальный чемпион по дзюдо. Излюбленные спортивные техники: сеой отоши, харай гоши, дэ аси барай, катаха дзимэ и дзюдзи гатамэ.

В 1994 году, British Budo Magazine номинировал Брайана Чика на титул Best British Martial Arts Instructor .

В 1996 году, его имя было вписано в зал славы Всемирной Федерации Кобудо WKF Hall of the Fame .

Тогда же он вошел в World Hall of the Fame (USA, Europe).

Брайан Чик выпустил несколько ДВД. Это 2 диска Power Ju-Jutsu, 3 диска Ju-Jutsu Syllabus, 1 диск Kobudo и 1 диск Junior Judo.

Шихан Чик также написал несколько книг. Первая была создана в соавторстве с профессором Ричардом Моррисом «Ground Control», вторая «Jukoshin RyuJu-Jutsu».

На сегодняшний день, Брайан Чик проводит отдельные занятия по дзю-дзюцу и дзюдо в своих додзе в Лондоне, а также, проводит огромное количество учебных мероприятий в разных странах мира, организует Всемирные Конгрессы, соревнования и демонстрации.

Брайан Чик и «Бушинкай Интернэшнл»

В 1998 году, осенью, Всемирный Конгресс WKF во Франции (Страсбург) посетил, в ту пору обладатель 3-го дана, Евгений Радишевский, руководитель «Бушинкай». На этом мероприятии он был представлен ведущим инструкторам и руководителям WKF. В этом же году, он, вместе со своим учеником Юрием Спиваченко посетил штаб-квартиру WKF в Лондоне для двухнедельной индивидуальной стажировки и повышения квалификации в дзю-дзюцу и традиционном дзюдо под руководством Ханши Ричарда Морриса и Шихана Брайана Чика. На этой же стажировке, по предложению английских мастеров, ЕАР провел ряд занятий для членов английских Додзе WKF. Мероприятие было более чем успешным, и «Бушинкай» официально был признан WKF.

Последующее приглашение посетить Украину для проведения учебно-тренировочного семинара было принято и, в 1999 году, Донецк и Макеевку посетил Международный Координатор организации, Шихан Брайан Чик, который провел 7 дней интенсивных тренировок, включая мастер-классы и индивидуальные занятия. Следующий приезд Шихана Брайана Чика, уже в Одессу, в штаб-квартиру «Бушинкай», прошел в 2000 году. Он провел тренировочные сборы, принял участие в судействе соревнований, провел ряд аттестаций и мастер-классов.

Через некоторое время, Шихан Брайан Чик, с которым сложились близкие дружеские отношения, предложил присоединиться к вновь созданному WEBBS в качестве национальных представительств. Таким образом, «Бушинкай» принял участие в Первом Всемирном Конгрессе WEBBS в Барселоне, где наша команда заняла призовое место в международном турнире по ground grappling и приняла участие в международной демонстрации.

Дальнейшие отношения WEBBS и Бушинкай проходят очень активно. Наши команды посещают ежегодные Конгрессы WEBBS в разных странах мира, ЕАР проводит занятия в штаб-квартире WEBBS в Лондоне (сам при этом, индивидуально обучаясь у Шихана Б.Чика) и в других странах, организуются регулярные стажировки инструкторов и учеников организации. В 2005 году, Евгений Радишевский становится Международным Координатором WEBBS для Восточной Европы, членом всемирной аттестационной комиссии и одним из 5ти ведущих Шиханов организации. В 2006 году Бушинкай становится одним из ведущих организаторов Конгресса WEBBS Японии. В этом же, 2006 году, Шихан Б.Чик посещает Белоруссию и проводит турне по нескольким городам. Там же собирается общий сбор юданша WEBBS из Восточной Европы, для которых проводится цикл специализированных занятий. В 2009 году, Шихан Чик проводит на Украине турне и проводит восьмидневную интенсивную стажировку для черных поясов, а также проводит цикл занятий для Управления Государственной Охраны страны (охраны первых лиц государства). На этих сборах, Шихан Радишевский становится одним из четырёх обладателей 7-го дана Джукошин рю и группа инструкторов Бушинкай получает высокие степени 4го и 5го дана.

2024 ssh-edinoborstva-krsk.ru. Спорт каждый день.