Лыжная подготовка в школе. Исследование методических особенностей проведения уроков по лыжной подготовке в школе Уроки в начальной школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Лыжная подготовка составляет важную часть общей физической подготовки школьников. На учебных занятиях по лыжной подготовке в учебных заведениях, на лыжной прогулке и в походе, на тренировках и в соревнованиях по лыжам у учащихся воспитываются необходимые физические качества – выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества – смелость, настойчивость, решительность, выдержка и т.д. Учащиеся получают сведения по теории лыжного спорта, приобретают практические навыки передвижения на лыжах, выполняют контрольные упражнения. Оздоровительное значение лыжного спорта объясняется благоприятной гигиенической обстановкой занятий, вовлечением в активную двигательную деятельность всех основных мышц, интенсивной работой органов дыхания, кровообращения. Лыжные прогулки – прекрасное средство активного отдыха. Пребывание на свежем воздухе закаляет организм, повышает его устойчивость к простудным заболеваниям. Лыжные оздоровительные прогулки доступны людям всех возрастов. Лыжи, кроме чисто спортивных целей, имеют и большое прикладное значение. Их используют как средство передвижения в труднодоступной местности охотники, геологи, полярники, военнослужащие.

3 слайд

Описание слайда:

История лыжного вида спорта Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом. Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы. Первые лыжи были ступающие. Одна из последних находок (А.М.Микляев, 1982г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад. Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VIIв. Историк Верефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников. Первое употребление слова "лыжи" на Руси относится к XIIв. Митрополит Никифор в письме к киевскому князю Владимиру Мономаху употребляет слово "лыжи«. Народный эпос северных стран часто представлял богов на лыжах, что считалось одним из главных достоинств, например, норвежский бог лыж и охоты Улл. Вынужденная потребность первобытного человека в изобретении и применении лыж зимой для добычи пищи в дальнейшем явилось основой для их широкого развития. Кроме бытовых нужд и охоты лыжи стали использовать как средство связи и в военном деле. В Никоновской летописи за 1444г. описывается успешный поход московской лыжной рати на защиту Рязани от татарского царевича Мустафы из Золотой Орды. Лыжи использовались в армиях ПетраI и ЕкатериныII. В седую древность веков уходят корни народных потех, забав, игрищ, развлечений на лыжах, в том числе с элементами соревнований. Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки.

4 слайд

Описание слайда:

Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922г.), Швеции - массовая лыжная гонка "Васалоппет" (с 1922г). В конце XIXв. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924г. в Международную лыжную Федерацию. Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901г. было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910г. - Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским в 1897г. создается клуб лыжников "Полярная звезда" в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта. В 1910г. лыжные клубы г.Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910г.г. в Москве было проведено рекордное количество соревнований - восемнадцать, в которых выступало 100 участников. 7 февраля 1910г. 12 лыжников от Москвы и от Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова. На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913г. в Швеции на "Северных играх". Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях - 30, 60 и 90км. Выступили неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря. До начало первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России.

5 слайд

Описание слайда:

Экипировка лыжника При выборе лыж надо учитывать их гибкость, легкость, прочность. Две лыжи, сложенные скользящими поверхностями, должны иметь весовой прогиб в 5-7 см в области грузовой площадки. Их длина должна соответствовать росту и весу лыжника. Самый простой и доступный способ ее определения таков: лыжу ставят впереди скользящей поверхностью от себя, поднимают прямую руку вверх – носковой прогиб должен касаться ладони поднятой руки. Лыжные палки изготавливают из дюралюминиевых или стальных трубок, а в последнее время из стеклопластика. Чтобы правильно подобрать палки, надо поставить их на жесткую опору: ручка должна доходить до плечевого сустава. Ботинки на лыжах зажимаются специальными креплениями. Самые удобные и надежные – жесткие рантовые. Одежда лыжника должна быть теплой, легкой и не стеснять движений: лыжный костюм или шерстяной свитер и брюки, куртка из ветрозащитной ткани, спортивная шапочка, шерстяные варежки. Обувь также должна быть легкой, с прочной подошвой и широким передним рантом, на один размер больше повседневной, чтобы можно было надеть шерстной носок.

6 слайд

Описание слайда:

Основная направленность Классы 5 6 7 8 9 На освоение техники лыжных ходов Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палочки», «С горки на горку» и др. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции. Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием», «Карельская гонка» и др. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции. Игры: «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон» Попеременный четырехшажный ход. Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др. На знания физической культуры Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашнего заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

7 слайд

Описание слайда:

Попеременный двухшажный ход. Этот ход применяется на равнине и пологих подъемах. В цикл движений входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Отталкивание ногой является ведущим в скользящем шаге. Для субъективной оценки четкости отталкивания ногой может быть ощущение отталкивания «через большой палец стопы», что особенно хорошо воспроизводится и имитации скользящего шага на месте и в движении. В то время когда лыжник начинает отталкивание одной ногой, другая выполняет маховое движение. Маховое движение ногой неразрывно связано с отталкиванием другой ногой. После окончания отталкивания нога поднимается над лыжней на 25-30 см. Грубейшей ошибкой при выполнении махового движения является двухопорное скольжение. Эта ошибка отрицательно влияет на эффективность отталкивания ногой и махового движения. Отталкивание рукой является одним из важнейших элементов в попеременном двухшажном ходе. Правильное выполнение отталкивания рукой позволяет поддержать и увеличить скорость. Постановка лыжной палки на опору происходит после окончания свободного скольжения и осуществляется несколько согнутой (135-140) в локтевом суставе руки. Распространенной ошибкой является сгибание руки в локтевом в момент начала отталкивания. Не следует отбрасывать руку после окончания отталкивания назад-вверх. Это приводит к увеличению давления на скользящую лыжу и потери скорости передвижения. Необходимо помнить, что работа рук осуществляется строго вперед-назад. Любое отклонение в сторону в момент постановки или при отталкивании приводит к лишней трате энергии, направленной на формирование боковых (ненужных) составляющих отталкивания рукой. Маховое движение рукой осуществляется из крайнего заднего положения практически выпрямленной в локтевой суставе рукой. Вынос руки производится вдоль тела. Кисть руки должна проходить рядом с бедром. Рука выносится до уровня глаз. Работа рук и ног в скользящем шаге взаимосвязана.

8 слайд

Описание слайда:

Одновременный бесшажный ход. Этот ход получил широкое применение в условиях передвижения по равнине на хорошо подготовленной твердой лыжне. Передвижение бесшажным ходом на лыжах осуществляется только за счет отталкивания палками, без использования скользящего шага. Высокая скорость передвижения поддерживается за счет мощного отталкивания руками или за счет частоты движений (толчков). Постановка лыжных палок на снег выполняется резким ударным движением. Такой «удар» с последующим созданием жесткой системы руки – туловище снижает давление на лыжи, что уменьшает силу трения лыж о снег и тем самым способствует увеличению скорости скольжения. Следует стремиться к энергичному давлению на палки. В конце отталкивания руки выпрямляются полностью и составляют прямую линию с палками. После отталкивания руками ноги остаются слегка согнутыми в коленных суставах. Если лыжные палки выносятся кольцами далеко вперед-вверх, то в этом случае происходит как бы «натыкание» на лыжные палки, что заметно снижает общую скорость передвижения. Для того, чтобы избежать этой ошибки, необходимо приучиться выносить палки вперед, удерживая их за рукоятки плотно всей кистью, не допуская при этом выноса палок кольцами вперед. «Проваливание» плеч между рукоятками палок в начале отталкивания следует отнести к наиболее грубым ошибкам. Причиной его является широко разведенные в момент постановки палок на снег. Очень важно в совершенстве научиться отталкиваться одновременно двумя руками, так как правильное мощное отталкивание – основа эффективности передвижения.

9 слайд

Описание слайда:

Подъем «полуелочкой». Этот способ используется при некрутых склонах. Используют его при подъеме наискось склона. У поднимающегося на некрутой склон одна лыжа продвигается вперед прямо, а другая отводится носком наружу и ставиться на внутреннее ребро.

10 слайд

Описание слайда:

Торможение плугом Применяется при прямых спусках и позволяет одновременно тормозить обеими лыжами. Для этого задники лыж нужно развести в стороны, носки соединить. Наружные ребра лыж приподнять, а внутренние несколько нагрузить. Лыжник чуть уменьшает наклон туловища, затем отклоняется назад, чтобы при торможении не упасть вперед. Руки с палками немного вытянуты вперед, кисти сближены. Разведение лыж осуществляется плавным давлением каблуков ботинок наружу. Угол разведения лыж и крутизна кантования зависят от скорости лыжника на спуске, характера снежного покрова, торможения.

11 слайд

Описание слайда:

Одновременный двухшажный ход Этот способ передвижения на лыжах используются на пологих спусках. После сильного толчка руками следует скольжение на обеих лыжах, поставленных параллельно. Затем – два шага с выносом палок вперед. Одновременно с отталкиванием палками ноги ставят опять параллельно друг другу и скользят по инерции.

12 слайд

Описание слайда:

Торможение и поворот упором Торможение упором Тяжесть тела сосредоточена на верхней лыже, скользящей на внешнем ребре. Нижняя лыжа, загруженная от тяжести тела и поставленная под уклоном к направлению движения, «прочесывает» своим внутреннем ребром поверхность снега, создавая торможение. Поворот «упором» При выдвижении тормозящей лыжи вперед и большей загрузке ее тяжестью тела происходит поворот.

13 слайд

Описание слайда:

Подъем елочкой При подъеме в гору часто пользуются способом «елочкой». Этот способ применяется при подъеме в гору в прямом направлении. Носки лыж должны быть разведены, а сами лыжи поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали. Задние концы лыж не должны перекрещиваться. Палками нужно энергично отталкиваться позади себя. Ни в коем случае при подъеме нельзя опираться на палки перед собой: если лыжи соскользнут назад, можно неожиданно для себя упасть, так как позади не будет опоры. С увеличение крутизны склона носки лыж разводятся еще шире, а сами лыжи еще больше ставятся на ребро, увеличивается и опора на палки.

14 слайд

Описание слайда:

Одновременный одношажный ход Этот способ передвижения на ровных участках трассы наиболее распространен. Передвижение одновременным одношажным ходом происходит за счет мощного отталкивания ногой и как бы продолженного затем отталкивания руками. Для того, чтобы отталкивания было сильным и мощным, необходимо полностью перенести тяжесть тела на толчковую ногу, освободив при этом вторую – маховую ногу. Только при этом условии можно добиться высокой эффективности толчка ногой. Основное внимание уделяется умению согласованно выносить руки с палками вперед. Если отталкивание ногой сопровождается хорошим маховым выносом рук, то это значительно увеличивает силу толчка и эффективность хода в целом.

15 слайд

Описание слайда:

Преодоление бугров и впадин Приближаясь к бугру, надо чуть приподняться и в момент наезда на него сгруппироваться, а миновав его, снова выпрямиться. Иной порядок движения при преодолении впадин. Подъезжая к ней, лыжник приседает, проезжая – выпрямляет ноги, в момент выхода из впадины вновь приседает.

16 слайд

Описание слайда:

Одновременный одношажный ход. Скоростной (стартовый) вариант. Этот вариант отличается от изученного раннее тем, что, завершив толчок руками и выпрямившись при скольжении на двух лыжах, лыжник начинает отталкивание ногой и вынос рук вперед. Эти действия происходят одновременно, то есть окончание толчка ногой совпадает с окончанием выноса рук. Далее следует свободное скольжение, которое заканчивается постановкой палок. Палки ставятся на снег под острым углом, и сразу же с одновременным активным наклоном туловища вперед начинается отталкивание ими. Частота шага в скоростном варианте на 20 – 30% больше, чем в основном.

17 слайд

Описание слайда:

Коньковый ход. За последние годы передвижения на лыжах коньковым ходом получило широкое распространение. Применять этот ход можно не на каждой трассе. Дистанция для конькового хода должна быть подготовлена специально. Ширина трассы не менее 2,5 м, она должна быть плотно укатана. Особые требования коньковый ход предъявляет и к лыжному инвентарю. Лыжи должны быть на 10-15 см короче, которые соответствуют росту лыжника, а палки же, наоборот, на 5-10 см длиннее. Основное отличие конькового хода от классического хода в том, что отталкивание производится скользящим упором. Сначала нужно научиться делать толчок ребром лыжи. Для этого можно использовать подводящие упражнения, которые выполняют без палок. Поворот переступанием после спуска в правую и левую сторону, затем на равнине поворот переступанием по кругу; Поочередные отталкивания ногами с внутреннего ребра лыжи при спуске, затем на равнине. После освоения отталкивания скользящим упором нужно научиться переносить массу тела с ноги на ногу, выполняя следующие упражнения Поочередно отталкивание ногами с внутренного ребра лыжи при спуске (затем на равнине), но с подведением толчковой ноги к опорной (без палок); Передвижение коньковым ходом с одной палкой (со спуска, на равнине).

18 слайд

Описание слайда:

После этого переходят к освоению согласования работы рук и ног, применяя такие упражнения; Передвижение коньковым ходом без палок с попеременной работой рук (со спуска и на равнине). При выполнении упражнения массу тела с ноги на ногу переносят постепенно; Передвижение одновременным двухшажном коньковым ходом (сначала со спуска, затем на равнине и в подъем). При этом палки ставят на снег равномерно: вначале ставят на снег палку, одноименную толчковой ноге. Применяют два варианта конькового хода. Первый – с двусторонним отталкиванием лыжами назад – в сторону. На ровных участках после каждого толчка ногой лыжник еще отталкивается одновременно двумя руками, при небольших подъемах – попеременно одной и другой рукой. Второй вариант – с односторонним отталкиванием ногой и одновременным толчком обеих рук. Через некоторое время лыжник обычно производит смену толчковой ноги.

19 слайд

Описание слайда:

Вначале нужно научиться скользить на лыжах без палок, попеременно отталкиваясь внутренними ребрами лыж. Отталкиваться надо сначала несильно, потом все сильнее. Важно добиться четкого переноса тяжести тела с ноги на ногу. Затем к толчкам ног добавляют одновременно отталкивания палками. В заключении разучивается коньковый ход с попеременным отталкиванием палками. Следует запомнить, чем острее угол между толчковой и скользящей лыжами, тем выше скорость. Идеальный коньковый ход – это бег на почти параллельных лыжах. Технику конькового хода следует отрабатывать на невысоких скоростях. Только почувствовав до конца координацию движений рук и ног, можно увеличивать скорость. Для того чтобы овладеть коньковым ходом, нужно развивать гибкость, силовую выносливость и другие физические качества.

20 слайд

Описание слайда:

Поворот «плугом» Применяется в тех случаях, когда надо круто изменить направление, а место поворота ограничено (довольно глубокий снег), и надо сбавить скорость. Этот поворот выполняемый по принципу руления лыжами, начинается с разведения в стороны пяток лыж, переноса тяжести тела на внешнюю лыжу и при необходимости также активного вращения туловища в направлении поворота лыж. При повороте от склона до пересечения линии спада внутренняя по отношению к дуге поворота, нижняя по положению на склоне лыжа становится на ребро круче, чем внешняя (верхняя) лыжа. Это делается для того, чтобы внутренняя лыжа не соскальзывала в сторону от направления дуги поворота, а внешняя более легко и быстро, чем внутренняя, проскальзывала по дуге поворота. После пересечения линии спада положение лыж на ребрах меняется.

21 слайд

Описание слайда:

Попеременный четырехшажный ход Он сложен по ритму, согласованию рук и ног (на два отталкивания руками – четыре шага). С шагом левой и толчком правой ноги вперед выносится левая палка концом назад. С шагом правой ноги вперед выносится левая палка кольцом назад, а правая палка – кольцом вперед. Скольжение на правой ноге, левая палка выносится кольцом вперед. С третьим шагом. (левой ноги) правая палка ставится на снег и начинается отталкивание ею. Заканчивается толчок правой рукой. С четвертым шагом правой ноги левая палка ставится на снег и выполняется отталкивание левой ногой, заканчивается толчок левой рукой.

22 слайд

Описание слайда:

Переход с попеременных ходов на одновременные Переход без шага. После окончания толчка левой ногой учащийся скользит на правой, левая вынесена вперед, быстрым движением правая рука догоняет левую, обе палки ставятся на снег одновременно, и ими осуществляется отталкивание. Переход через шаг. Учащийся выполняет его на протяжении одного шага. Закончив толчок левой ногой, он скользит на правой, левая рука вперед, кольцо палки посылается от себя. Во время скольжения на правой ноге одноименная рука выносится вперед. После окончания скольжения начинается толчок правой ногой, во время которого и при переходе к скольжению на левой ноге обе палки подготавливаются для постановки на снег, чтобы выполнить толчок обеими руками одновременно. С постановкой палок на снег выполняется одновременный толчок руками, и правая нога приставляется к опорной. Переход через два шага выполняется на протяжении первых двух скользящих шагов. После завершения толчка левой ногой лыжник скользит на правой, с вынесением вперед левой рукой, правая рука также выносится вперед, но кольцо остается сзади. За время отталкивания правой ногой и скольжения на левой лыжник готовит для постановки на снег обе палки. С начала толчка левой ногой обе палки ставятся на снег от себя и затем переходят в удобное для начала толчка руками положения. Выполняется отталкивание двумя руками, и левая нога приставляется к опорной.

23 слайд

Описание слайда:

Основная направленность Классы 10 11 На освоение техники лыжных ходов Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши) Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил на дистанции, лидирование, обгон, финиширование и др. прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши) На знания о физической культуре Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях

Из нашей статьи вы узнаете о том, чем полезен лыжный спорт для детей. Какие есть медицинские противопоказания для занятий, как выбрать секцию и сколько будут стоить тренировки.

Лыжные гонки - технически сложный спорт. Однако сегодня, благодаря разнообразию профильных секций и профессиональным тренерам, научиться технике может любой. Даже если увлечение не пойдет дальше прогулок в лесу, все равно занятия благоприятно скажутся на здоровье и физическом развитии ребенка.

Виды лыжного спорта

Лыжный спорт объединяет множество дисциплин, большинство из них входит в программу зимних Олимпийских игр. Условно лыжный спорт можно разделить на 4 обширные категории.

Северные виды

В них входят:

  • Лыжные гонки, с которых начался лыжный спорт. Это классика лыж. Гонки входят в Олимпийскую программу с самого начала.
  • Спортивное ориентирование на лыжах. В Олимпийскую программу не входит, однако соревнования проводятся по всему миру.
  • Прыжки на лыжах с трамплина. Представлен на Олимпиаде.
  • Лыжное двоеборье. Это комбинация дисциплин, включающая прыжок с трамплина и прохождение эстафеты. Включен в программу Олимпиады.

Альпийские виды

Это . Представлен на Олимпиаде. Включает в себя:

  • Скоростной спуск.
  • Слалом, гигантский и супергигантский слалом (спуск с преодолением препятствий).
  • Горнолыжная комбинация, где чемпион определяется по результатам двух видов - скоростного спуска и слалома.

Фристайл

Спуск на лыжах, включающий элементы воздушной акробатики, могул (спуск по склону, состоящему из небольших бугров), ски-кросс (катание с препятствиями: трамплинами, подъемами, резкими спусками и воротами). Эта дисциплина включена в программу Олимпийских игр.

Сноубординг

Также представлен на Олимпиаде. Дисциплина отличается своей экстремальностью, так как обычные лыжи заменены доской.

Еще один популярный Олимпийский вид спорта - . Это зрелищная лыжная гонка, объединенная со стрельбой из винтовки.

Со скольки лет

Медицинские противопоказания

Зимний спорт предполагает тренировки на открытом морозном воздухе, а это дополнительная нагрузка на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Грыжи и проблемы со спиной могут стать препятствием для занятий.

Также в лыжном спорте важно состояние суставов, связок и нервной системы. Перед записью в секцию, рекомендуется пройти обследование и заручиться разрешением врачей.

Узнать подробнее об .

Мальчики и девочки

Лыжи отлично подходят для детей обоих полов, здесь нет никакого разделения. Успехов в лыжном спорте могут добиваться и те и другие и даже конкурировать между собой.

Плюсы

Лыжный спорт полезен для детей и с медицинской точки зрения, и с психологической. К тому же лыжи служат хорошей профилактикой многих болезней и решают проблемы с лишним весом. Дети, занимающиеся лыжами, не будут иметь подобных проблем и в будущем.

  • Задействованы все группы мышц, особенно ног и пресса.
  • Правильно формируется дыхание, закалка.
  • Улучшается иммунитет и работа сердечно-сосудистой системы.
  • Развивается вестибулярный аппарат.
  • Повышается выносливость, работоспособность и тонус организма.
  • Разрабатывается координация и ловкость, ребенок учится держать равновесие.
  • Укрепляются суставы и связки.
  • Дети растут уверенными в себе, формируют соревновательный дух, учатся правильно справляться с поражениями и ставить новые цели.
  • Пребывание на свежем воздухе дарит большое количество сил и энергии, что полезно для школьников, которые проводят много времени в закрытых помещениях.
  • Физическая активность на свежем воздухе улучшает работу мозга, насыщая его кислородом.
  • Лыжи дают возможность заниматься спортом вне города, например, ходить по лыжне в лесу, что будет особенно полезным для организма.

Минусы

Лыжные гонки - универсальный вид спорта, которым может заниматься практически любой человек, и поэтому назвать очевидные его минусы сложно. Наверное, самым большим минусом можно считать то, что это сезонный спорт, и заниматься им возможно только тогда, когда за окном лежит снег. Таким образом, для постоянных тренировок на лыжах нужно постоянно придумывать что-то такое, чему точно не обрадуется ваш кошелек: ездить в холодные регионы и страны, тренироваться в платных закрытых комплексах, в которых искусственно создаются снежные условия, или же вставать на роликовые лыжи, что, конечно, похоже на обычные лыжи, но далеко не во всем.

Еще один явный минус лыжных гонок - холод. Как следствие - частые болезни (особенно в детском возрасте). Причем речь здесь идет не о банальных простудах, а о бронхитах и прочих неприятных заболеваниях. Однако здесь есть и плюс - со временем организм привыкнет к экстремальной погоде (а быстрый бег на лыжах на 10-20 км в минусовую температуру - это, разумеется, экстрим) и значительно окрепнет. Но произойдет это не сразу.

Сколько стоят занятия

В любом городе можно найти бесплатные секции по лыжам. Такие есть в государственных учреждениях: домах спорта, досуговых детских центрах и даже в школах.

Практически везде есть определенный фонд спортивного инвентаря, поэтому все необходимое можно не покупать сразу. Лыжи и палки ребенку выдадут. А потом, когда вы поймете, что ребенку интересен этот спорт и он хочет продолжать заниматься, комплект лыж, палок, ботинок и лыжный костюм нужно будет приобрести для себя.

Все можно купить в спортивных магазинах. Цены на с палками и на лыжные ботинки начинаются от 1 тысячи рублей, лыжный костюм может стоить от 3 тысяч.

Как выбрать секцию

Ищите грамотного тренера, который позаботится о необходимой защите ребенка и обучит технике. Лучше выбирать инструктора, который специально подготовлен для работы с детьми. Занятия должны нравиться ребенку, а в секции царить приятная атмосфера.

Ищите секцию рядом с домом, чтобы было удобно добираться, а не трястись в транспорте с лыжами. Это неудобно и отнимает силы. Поинтересуйтесь в учебном заведении ребенка, есть ли у них лыжная секция.

Сходите на пробный урок, пообщайтесь с тренером и другими родителями, спросите их мнение о секции.

Подводим итог

И мальчики, и девочки могут заниматься лыжным спортом с 5 лет. Эта спортивная дисциплина позволяет с пользой проводить время на воздухе, не нагружая при этом организм. Благодаря лыжному спорту, дети улучшают свой иммунитет, укрепляют все группы мышц, учатся принимать победы и поражения. Ребенку должен нравиться спорт, ни в коем случае нельзя принуждать его заниматься. Только тогда от тренировок будет максимум пользы!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Эффективность учебной работы по лыжной подготовке в школе во многом зависит от правильной организации уроков и предварительной подготовки к ним. Предварительная подготовка к урокам начинается задолго до начала их проведения (обычно с первых дней учебного года) и включает в себя следующие мероприятия: подготовка материальной базы, разъяснительная работа с родителями и учащимися, разработка и оформление учебной документации, выбор и подготовка мост занятий, индивидуальная подготовка учителя. Подготовка материальной базы включает в себя: оборудование лыжехранилища (кладовой) и ремонт старого и приобретение нового лыжного инвентаря. Качество лыжного инвентаря, правильное его хранение, быстрая выдача на урок и прием после урока во многом определяют четкую организацию и эффективность уроков лыжной подготовки в целом, В каждой школе должно быть выделено помещение (лыжехранилища, лыжная база, кладовая) для хранения лыжного инвентаря. Такое помещение должно быть оборудовано стеллажами для установки лыж. Можно использовать различные типы стеллажей и способы закрепления в них лыж. Главное - чтобы они занимали мало места, были вместительными и удобными для быстрой выдачи и постановки (закрепления) обратно после уроков. Стеллажи должны соответствовать размерам лыж и быть пронумерованы. Кроме этого, до начала уроков лыжной подготовки необходимо пополнить школьный инвентарь новыми лыжами, ботинками и палками. Для продуктивного учебного процесса средняя школа должна иметь 100- 150 пар лыж различного размера от 105 до 165 см, а старшеклассники уже пользуются лыжами больших размеров (180-210 см). Очень важное значение для изучения техники передвижения на лыжах имеет соответствие лыж и палок росту учащихся, особенно освоении спусков, торможений и поворотов. Передвижение на лыжах с палками, не соответствующими росту школьника, весьма затрудняет обучение лыжным ходам: нарушается посадка, сталкивание и даже вся структура хода. Каждый школьник подбирает лыжи простейшим способом: вытянув руку вверх, он должен доставать до носков лыж. Места занятий должны быть максимально приближены к школе и защищены от ветра, что резко сократит время на переходы и позволит более продуктивно использовать его для учебной работы. Это особенно важно в младших классах.

В сельской школе этот вопрос решается просто: занятия обычно проходят рядом со школой. Уроки в городской школе проводятся в парках, скверах, на близлежащих стадионах и спортивных площадках, в младших классах - обычно на пришкольном участке. С выпадением снега учебные лыжни и склоны постоянно укатываются, прокладываются необходимые лыжни для работы школьной секции, а в январе, после каникул, на этих кругах проходят и уроки лыжной подготовки. Подготовка учебной документации осуществляется учителем поэтапно.

До начала учебного года составляются документы тематического планирования, график распределения учебного материала на год по четвертям, в том числе и по лыжной подготовке. До начала подготовки составляется учебная документация на третью четверть. Учитель на основании программы составляет рабочий план по лыжной подготовке. При распределении материала по урокам необходимо обеспечить 63преемственность между отдельными занятиями так, чтобы создать единую систему уроков по изучению отдельных способов передвижения на лыжах. В каждом уроке предусматривается изучение или совершенствование ходов, а также горнолыжной техники и развитие физических качеств. Здесь же планируется и сообщение теоретических сведений. Затем определяются конкретные задачи на каждый урок; на основании четвертного плана составляются планы-конспекты уроков.

Сложность поставленных задач определяется уровнем подготовленности учащихся: при сознательном и активном отношении к обучению они должны решить поставленные на уроке задачи. Доступность и в то же время достаточная сложность в овладении материалом стимулируют желание школьников к дальнейшему овладению техникой способов передвижения на лыжах.

В конспекте урока необходимо определить наиболее рациональную последовательность в решении поставленных задач. После этого подбираются средства и методы обучения и развития физических качеств. Планирование всегда должно быть конкретным, с учетом данного контингента учащихся, их подготовленности и состояния здоровья, а также наличия и отдаленности мест занятий, оборудования, инвентаря и климатических условий. Подготовка конспекта начинается с разработки основной части урока, где, помимо средств и методов обучения и тренировки, необходимо указать примерную дозировку упражнений (во времени передвижения или количества повторений). Планируя нагрузку, учитель должен ориентироваться на учащихся средней подготовленности: в случае необходимости в ходе урока можно внести соответствующие изменения с учетом индивидуальной переносимости нагрузки и нарастания утомления. В конспекте предусматриваются методы организации учащихся при выполнении различных упражнений при обучении, повторении материала и развитии физических качеств, при передвижений по учебным или учебно- тренировочным лыжням, при занятиях на склонах и т.д. Вслед за основной разрабатываются вводно-подготовительная и заключительная части урока. После этого планируются домашние задания. При проведении урока могут выявляться различные ошибки, которые допускают ученики при освоении техники ходов; это необходимо учесть и внести соответствующие коррективы и дополнения в домашние задания. Домашние задания могут включать упражнения на развитие физических качеств и на совершенствование техники способов передвижения. Индивидуальная подготовка учителя состоит из нескольким разделов: повышение уровня теоретических знаний и совершенствование методических навыков, а также повышение физической работоспособности. Учитель должен систематически пополнят свои знания, знакомясь с новой литературой по лыжному спорту. Это позволит ему вносить изменения в планирование урока по лыжной подготовке, в методику обучения и развития физических качеств с учетом новых рекомендаций. Постоянное пополнение знаний будет способствовать повышению эффективности обучения и тренировки как во время уроков, так и во внеклассной работе. Творческий подход учителя к урокам на основе новых знаний, введение новых упражнений и методических приемов в обучение будут положительно влиять на повышение интереса школьников к урокам лыжной подготовки и к занятиям лыжным спортом, повысят их активность и сознательность.


Назад

Вперёд

Загрузить презентацию (28,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В “ПРЕЗЕНТАЦИИ” на главном меню (слайд №2)
расположены шесть кнопок в виде солнышка и
облачков, а также, девушки с обручем
(гиф-анимация). Каждая кнопка имеет свой раздел, с
которым нужно ознакомиться, за исключением
кнопки – девушки с обручем – это кнопка для
проведения физминутки (это ссылка на видеоролик
в интернете – “Утренняя зарядка с Екатериной
Серебрянской”). Физминутку можно провести тогда,
когда учитель посчитает нужным это сделать, но,
не позже, чем в середине урока. Каждый раздел
имеет текстовую информацию, картинки и фото, в
разделе “Олимпийцы России” – видеоролик
Легкова” (оригинал видео – с сайта You Tube, монтаж
– мой). Когда вы просматриваете тот или иной
раздел и, в конце раздела, появляется красная
кнопка, нужно нажать на неё, и вы вернётесь на
Главное меню (слайд №2), чтобы продолжить
знакомство с другими разделами. Помимо красной
кнопки, есть ещё кнопки перехода или возврата к
тому или иному слайду. В конспекте я буду
акцентировать внимание на, появляющихся в
определённых разделах, различных кнопках.

Порядок просмотра слайдов.

(порядок нажатия кнопок “Главного меню” –
слайда №2)

  1. Правила безопасности.
  2. Передвижения на лыжах.
  3. Физминутка.
  4. Олимпийцы России.
  5. Тест.

ВНИМАНИЕ! Картинки и фото анимируются в
слайде самостоятельно, поэтому, не торопитесь
нажимать кнопку “далее”. Текстовую же
информацию нужно, напротив, менять щелчком мышки,
после прочтения текста.

(Видеоролик сжат, в связи с лимитом объёма
презентации, поэтому качество видео – среднее)

Цель урока: Привитие навыков здорового
образа жизни посредством более детального
знакомства с лыжным спортом.

Задачи урока:

  • Проведение инструктажа по технике безопасности
    на занятиях лыжной подготовкой.
  • Ознакомление (теоретическое и визуальное) с
    видами передвижений на беговых лыжах.
  • Активизация двигательной активности
    посредством проведения физкультминутки.
  • Активизация познавательной деятельности
    посредством просмотра слайдов об одном из
    российских лыжников – чемпионе зимних
    Олимпийских игр, Александре Легкове.
  • Активизация познавательной деятельности и
    контроль полученных знаний, а также оценка
    уровня внимания и запоминания (по информации из
    презентации) посредством игры – теста.

Оборудование: Ноутбук, сабвуфер,
мультимедийный проектор и экран (или
интерактивная доска).

Дополнительные материалы: Протокол
игры-тестирования (Приложение №1 ),
смайлик, показывающий “Класс!” – 15 штук (Приложение
№2
), смайлик с указательным пальцем – 15 штук (Приложение №3) , 2 корзинки (обе
подписанные – “Корзинка успеха” и “Корзинка
пожеланий”).

Ход урока

I. Организационный момент.

Построение. Сдача рапорта. Приветствие.

II. Определение цели урока. Целеполагание.

– Ребята, назовите одно из природных явлений,
которое в нашей местности проявляется каждый год
в определённый сезон. (Если затрудняются
ответить, то задать наводящие вопросы или
подсказки: – Это явление происходит зимой.) –
Правильно, снег.

– Назовите зимний спортивный инвентарь, с
помощью которого можно передвигаться по зимнему
покрову (снег, лёд) .

– Молодцы! Правильно! Это – лыжи, коньки, санки,
сноуборд.

– Какие зимние виды спорта включены в школьную
программу? (Лыжная подготовка, конькобежная
подготовка).

– Ребята, а вы знаете, какой зимний вид спорта
лучше других влияет на организм человека – на
двигательные качества, на внутренние органы и
системы, на морально-волевые качества и
эмоционально состояние человека, его настроение?

– Правильно, это – лыжный спорт!

Демонстрация слайдов (слайд №1)

– Думаю, сегодня вы узнаете о лыжном спорте
много нового!

III. Основная часть урока

Слайд №2. Выходим на “Главное меню”.

– Обратите внимание на то, с чем мы сегодня
познакомимся ближе…

– Вспомните, с чего мы начинаем новый раздел
программы? (Дети: “- С техники безопасности”).

– И сегодня – не исключение! Я первая выбираю
облачко – это “ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ”.

– Хочу вас предупредить, ребята, что по
окончании просмотра презентации будет проведён
тест по информации из презентации, поэтому,
будьте внимательны и запоминайте полученную
информацию.

Нажимаем на кнопку – облачко “ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОСТИ”.

(Текстовую информацию из слайда прочитывает
учитель или заранее выбранный обучающийся (с
хорошей дикцией и выразительным чтением)).

В разделе 12 пунктов. На последнем слайде
раздела появляется красная кнопка, нужно нажать
её и вы вернётесь на “Главное меню”.

– Теперь, ребята, ваш выбор облачка.

Например, дети выбрали “Передвижения на
лыжах”.

Нажимаем кнопку “Передвижения на лыжах”.

С Главного меню (слайд №2) мы попадаем на

(слайд №17) – на этом слайде шесть видов
передвижений на лыжах. Каждый вид передвижений –
кнопка, на которую нужно нажать и ознакомится.
Двигайтесь по стрелке, т.е., сначала нажимаете на
“Стили передвижения”, затем на “Повороты”,
“Спуск с горы”, “Подъём в гору”,

11“Торможение” и “Преодоление препятствий”.
На всех слайдах различных видов передвижений
появляется кнопка в виде золотой монеты с
нарисованным лыжником – при её появлении, нужно
нажать на эту кнопку и вы вернётесь на
второстепенное меню “Передвижения на лыжах”
(слайд №17).

Слайд №17

Ещё одно второстепенное меню выходит при
нажатии кнопки “Стили передвижения” (слайд №18).
Кнопка возврата на это меню – лыжная перчатка.

Итак, продолжим урок.

В разделе “Передвижения на лыжах” начинаем
знакомство со стилями передвижений на лыжах –
нажимаем одноимённую кнопку, предварительно
поинтересовавшись у обучающихся о том, знают ли
они основные стили передвижений на беговых
лыжах.

Появляется слайд с двумя стилями –
классическим и свободным.

Нажимаем на кнопку “Классический стиль”.

– Классическим стилем люди передвигались с
момента зарождения лыж.

Знакомимся с классическим стилем передвижения.

– К “классическому стилю” относятся те виды
передвижения, при которых практически всю
дистанцию лыжник проходит по предварительно
подготовленной лыжне, состоящей из двух
параллельных колей.

– “Классические” лыжные ходы разделяют по
способу отталкивания палками на попеременные и
одновременные.


Нажимаем кнопку “Свободный стиль”.

– Коньковые способы передвижения широко
используются с 1981 г., когда финский лыжник
Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40,
впервые применил его в соревнованиях-в гонке на 55
км и выиграл. Сейчас этот стиль передвижения
наиболее популярен, чем классический, в связи с
высокой скоростью передвижения.

Знакомимся со свободным (коньковым) стилем
передвижения.

– “Свободный стиль” подразумевает, что лыжник
сам волен выбирать способ передвижения по
дистанции. Но, поскольку, “классический” ход
уступает в скорости “коньковому”, “свободный
стиль” является, по сути, синонимом “конькового
хода”.

– Движения лыжника похожи на движения
конькобежца, отсюда и название стиля –
коньковый.

При появлении в слайде кнопки – лыжной перчатки,
нажать на неё и мы вернёмся на слайд “Основные
стили передвижения на беговых лыжах” (слайд №18).
А там нас уже ждёт кнопка – монетка с
нарисованным лыжником и мы, нажав на неё,
возвращаемся на “Передвижения на лыжах” (слайд
№17). Дальше – всё быстрее.


“Повороты”.

– Поворот “упором” используется для изменения
направления движения (или торможения) при
движении по гористой местности.

– Поворот “переступанием в движении”
используется для изменения направления движения
при движении по пересечённой местности.


“Передвижения на лыжах”.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку –
“Спуск с горы”.

– Спуск с горы требует от спортсмена сохранения
равновесия и устойчивого положения в
определённой стойке. Бывают стойки: основная,
высокая и низкая. Из основной стойки удобно
производить повороты и торможения. Высокая
стойка служит для снижения скорости, а низкая –
для увеличения.

Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на
“Передвижения на лыжах”.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку –
“Подъём в гору”.

– Подъём в гору осуществляется многими
способами. С подъёмом “лесенкой” вы
ознакомились в младших классах. Ещё существуют
подъём “ёлочкой” и “полуёлочкой” – применяются
для подъёма в крутую горку.

Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на
“Передвижения на лыжах”.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку –
“Торможение”.

Мы знакомимся сегодня с двумя видами
торможения: “”плугом” и “упором”. С “упором”,
или его ещё называют “полуплугом” мы
познакомились в разделе “Повороты”,
следовательно, “упором” можно и поворачивать и
тормозить. Торможение “плугом” применяют при
прямом спуске вниз.

Нажимаем на кнопку – монетку и возвращаемся на
“Передвижения на лыжах”.

Нажимаем следующую, по стрелке, кнопку –
“Преодоление препятствий”.

Для сохранения устойчивости на спусках, при
встречающихся впадинах, ямах и буграх, важным
условием является контакт со снегом. Для этого
лыжник использует пружинящие движения ногами и
уравновешивающие движения туловищем и руками.
Вам вопрос, ребята: как называется Олимпийский
лыжный вид спорта, связанный с преодолением ям,
бугров и впадин? (могул )

Затем, нажимаем на кнопку – монетку и
возвращаемся на “Передвижения на лыжах”.

Выходим из “Передвижений на лыжах” на
“Главное меню” с помощью красной кнопки (в
правом верхнем углу слайда).

– Я предлагаю вам, ребята, немного размяться! Вы
не против?!

Нажимаем на девочку с обручем и проводим
физкультминутку.

– И снова мой выбор – я выбираю солнышко! Это
раздел расскажет нам о влиянии занятий лыжным
спортом на организм занимающихся.

Нажимаем на кнопку “ЗОЖ”.

– В России лыжный спорт очень популярен.

Ежегодно, по всей стране, проводятся фестивали
лыжного спорта с огромным количеством
участников этого замечательного зимнего
праздника. Ребята, скажите, как называется этот
фестиваль? (Лыжня России)

– Занятия лыжным спортом способствуют
оздоровлению и закаливанию организма.

– Ребята, какие вы знаете внутренние органы и
системы внутренних органов человека?

(Лёгкие и дыхательная система, сердце и
кровеносная система, нервная система,
скелетно-мышечная система)

– А кто знает, как воздействуют ходьба и бег на
лыжах на органы и системы органов человека?

(улучшается работа внутренних органов,
развивается скелетно-мышечная система)

Доходим до слайда с информацией:

– На занятиях лыжной подготовкой развиваются
все физические качества.

– Скажите, а какие физические качества человека
вы знаете?

(координационные способности (ловкость),
выносливость, быстрота (скоростные качества),
гибкость, сила))

Просматриваем слайды “физические качества” и
далее переходим на “морально-волевые качества”,
и раздел “ЗОЖ” заканчивается слайдами об
“эмоциональном и эстетическом влиянии на
человека занятий лыжным спортом”. Появляется
красная кнопка в правом верхнем углу – жмём на
неё и возвращаемся на “Главное меню” (слайд №2)

– Выбирать уже ничего не приходится и поэтому,
прежде чем начать игру-тест, нам осталось
познакомится с последним “облачком” –
“Олимпийцы России”.

– Скажите, ребята, а кто-нибудь знает имена
лыжников современной России, завоевывавших
медали золотых достоинств на зимних Олимпийских
играх, начиная с 1993 года?

(Михаил Иванов, Юлия Чепалова, Евгения
Медведева-Арбузова, Никита Крюков, Алексей
Петухов, Евгений Дементьев, Александр Легков)

Нажимаем кнопку “Олимпийцы”.

– Сегодня мы познакомимся с одним из
Олимпийских чемпионов – российским лыжником
Александром Легковым. На зимней Олимпиаде,
проходившей в Сочи в 2014 году, Александр выиграл
гонку на 50 км свободным стилем.

Знакомимся с Олимпийским чемпионом, российским
лыжником – Александром Легковым.

– Александр родился 7 мая 1983 года в городе
Красноармейске Московской области в спортивной
семье. Мать, Ирина Николаевна Легкова -
преподаватель физкультуры в
школе. Отец, Геннадий Викторович Легков,
занимался футболом и русским хоккеем.
Старший брат, Виктор Легков, был биатлонистом.

– 5 марта 2010 года Легков получил благодарность
Президента Российской Федерации - за
заслуги в развитии физической культуры и спорта,
высокие спортивные достижения на Играх XXI
Олимпиады 2010 года в Ванкувере.

– 24 февраля был награждён Орденом
Дружбы - за большой вклад в развитие
физической культуры и спорта, высокие спортивные
достижения на XXII Олимпийских зимних играх 2014
года в городе Сочи.

– Имеет спортивное звание – Заслуженный мастер
спорта России, которое присвоили ему после
успешных выступлений на XXII Олимпийских зимних
играх 2014 года в городе Сочи (17 февраля 2014
года).

– Ежегодно, в составе российской сборной,
Александр участвует в Кубках Мира, где занимает
лидирующие позиции.

– Участвовал в пяти Чемпионатах мира. В 2007 году,
на Чемпионате мира в Саппоро (Япония), в
эстафетной гонке 4 по 10 км, в составе команды,
занял 2 место.

– Так же, выступал на трёх зимних Олимпиадах. На
Олимпиаде в Ванкувере (Канада) в скиатлоне
(лыжная гонка двумя стилями поочерёдно – сначала
15 км классическим стилем, затем, поменяв лыжи и
палки в специально отведённом месте, спортсмены
бегут ещё 15 км) остановился в шаге от пьедестала,
заняв 4 место…

– И вот – долгожданная ПОБЕДА на зимней
Олимпиаде в Сочи! Только воля к победе,
стремление преодолевать трудности и быть
успешным, многолетние тренировки и упорство
помогли выиграть Александру! И, несомненно,
гордость за Россию и любовь к отечеству! Зная, что
за него болеют и переживают не только его родные
и близкие, но и вся страна – он не мог проиграть!

На последнем слайде вставлен видеоролик
“Финиш Олимпийского чемпиона – Александра
Легкова”.

Информация об Александре Легкове исчерпана, и
мы выходим из этого раздела с помощью красной
кнопки в левом нижнем углу слайда и возвращаемся
на “Главное меню” (слайд №2).

– А теперь мы с вами сыграем! Давайте разделимся
на две команды (выбираем двух капитанов и они
выбирают себе команды).

– Внимание! Каждой команде я буду задавать
вопросы по очереди. За правильный ответ – 1 балл.
Какая команда ответит на большее количество
вопросов и наберёт, тем самым, большее количество
очков – та команда и выиграла! Мне нужен помощник
– секретарь (выбрать желающего ученика) – он
будет вести счёт игры. Самые активные игроки
команды будут награждены отличной оценкой!

IV. Заключительная часть урока.

Нажимаем на кнопку – облачко с вопросительным
знаком.

В тесте всего 12 вопросов, в каждом вопросе 4
варианта ответа. Команды отвечают поочерёдно.
Даём право отвечать команде одни раз, если ответ
– неправильный, то право на ответ переходит
другой команде.

Пользуясь протоколом игры-тестирования,
выставляем баллы за правильные ответы.

На слайде появляется сначала вопрос, нажимаем
“далее” – появляются 4 варианта ответа.

При ответе, нажимаем на красную кнопку напротив
варианта ответа. Результат – моментальный. Если
правильный ответ – то выходит слайд с
аплодисментами, вы нажимаете на красную кнопку в
левом нижнем углу и переходите к следующему
вопросу. Если ответ неправильный – то выходите
на другой слайд, и тоже жмёте на красную кнопку в
левом нижнем углу, и возвращаетесь снова к этому
вопросу для того, чтобы вторая команда дала вам
свой вариант ответа. Если же и вторая команда
ответила неправильно – то вы, в третий раз,
вернувшись к этому вопросу, уже сами нажимаете на
правильный ответ (правильные ответы написаны
ниже) и только потом переходите к следующему
вопросу.

Кнопка перехода следующему вопросу кнопка
возврата к слайду с вопросом

Правильные ответы к тесту:

1. C 2. С 3. В 4. D 5. D 6. B 7. C 8. A 9. D 10. D 11. D 12. B

Если результаты команд одинаковые – ничья!
Победила ДРУЖБА!

(“Две звезды, одно пожелание”)

– Ребята, у вас два смайлика. На смайлике,
показывающем “Класс!”, на обратной стороне,
напишите то, что вам понравилось на уроке, а на
другом смайлике – то, что не понравилось. Кто
написал положите смайлики в корзинки: в
“Корзинку успеха” – смайлики с тем, что вам
понравилось, а в “Корзинку пожеланий” – смайлики
с тем, что не понравилось или с тем, что хотите
пожелать.

– Домашнее задание: Узнать, кто из российских
лыжников становился Олимпийским чемпионом в
лыжных гонках, начиная с 1993 года? Информация об
Олимпийских чемпионах – имя, фамилия, где, когда
и в какой дисциплине (в какой гонке) завоевал
звание Олимпийского чемпиона?

– Спасибо за урок. До свидания.

В. Ананьев, бывший в 80-е, 90-е годы гостренером России по лыжным гонкам по Самарской области, председателем областной и городской федераций лыжных гонок, рассказывает об истории создания одного из сильнейших лыжных коллективов в Самарской области спортивном клубе «Волга »: его основателях, тренерах, ведущих лыжниках. В статье «Все мы с Волги » журнала «Лыжный спорт в Самарской области.

В Куйбышеве (Самаре) в 1962 году на базе крупнейшего оборонного завода имени Масленникова был открыт первый производственный СК «Волга »! В нем культивировались популярные и массовые виды спорта: футбол, хоккей, лыжи, бокс, легкая атлетика, гимнастика, борьба, академическая гребля, парусный спорт и туризм.

Были построены современные на тот период спортивные объекты: стадион, спортзал, спортбазы и пионерские лагеря. Лыжная база СК располагалась в пионерском лагере Ляпидевского, который находился на второй просеке рядом с домом отдыха «Ударник » и Центральным парком. В лагере были проложены хорошие лыжные и беговые трассы, соединяющиеся с трассами парка и дома отдыха, и выходящими на холмы вдоль берега Волги.

Лыжный спорт в 60-70-е годы в городе и области был очень популярным и массовым. Проводилось множество соревнований районного, городского и областного значений. Конкуренция среди СК и КФК была очень серьезная. Среди ведущих СК: «Металл », «Чайка », «Салют », «Искра », «Восход », «Крылья Советов и других, СК «Волга » был всегда в лидерах!

Первым председателем СК стал известный в спортивных кругах человек – Кинзбургский Семен Львович – «заслуженный работник физической культуры », ставший в дальнейшем председателем облсовета ДСО «Труд ». Вслед за Кинзбургским председателями СК были: Шибаев Виктор, Плаксин Владимир, Чернобай Александр и Дараев Виктор – «заслуженный тренер России » (по боксу). Дараев Виктор воспитал первого в области бронзового призера Чемпионата мира-1974, МСМК Евгения Юдина и многих других классных боксеров.

При хорошей поддержке руководства завода и завкома он уделял большое внимание и развитию других видов спорта, особенно лыжным гонкам. Лыжники – спортсмены универсальные, могли выступать и в легкой атлетике, и в футболе, и в гребле, и в других видах спорта. Первым тренером лыжников СК «Волга » был Виктор Николаевич КотмышевМС СССР – победитель и призер городских, областных и зональных соревнований.

Он собрал очень дружную команду заводских спортсменов, которые тренировались в вечернее время, после работы, в Центральном парке, а по выходным на поляне имени Фрунзе и лыжных базах «Горелый хутор » и «Динамо ». Первый состав мастеров лыжни СК «Волга »: Балашов Геннадий, Котмышев Виктор, Елисенков Александр, Гольдтрах Иосиф, Мельников Алексей, Мачкасова Людмила, Сидорова Мария, Саров Алексей, Шлыкова Тамара, Неделина Надежда, Майченкова Людмила, Утина Татьяна и другие.

В середине 60-х годов пришло в заводскую команду новое пополнение: Песковы Вячеслав и Николай, Пелипенко Юрий, Вагин Геннадий, Немцов Николай, Садыков Рашид, Коткова Нина, Захарова Нина, Семенов Анатолий, Шрейбер Юрий, Шубина Нина, Силаев Александр – ставший в дальнейшем ведущим гонщиком СССР и чемпионом Универсиады 1968 года.

Спортсмены СК «Волга » уверенно заявили о себе победами в личных и эстафетных гонках на городских, областных, зональных и всесоюзных соревнованиях. Многие из них выполнили нормативы мс СССР и кмс. Команда СК стала практиковать проведение учебно-тренировочных сборов с освобождением на заводе и выездами на первый снег в Златоуст, Пермь, на всесоюзные соревнования – «Беломорские игры » и «Праздник Севера ».

В конце 60-х начале 70-х годов усилился тренерский штаб. В СК «Волга » пришли известные тренеры Немчинов Александр Иванович, Агеев Александр Васильевич, Коткова Нина Петровна. Усилиями этих тренеров слава о «волговских » лыжниках поднялась на всесоюзный уровень. Ведущие лыжники завода стали победителями и призерами всесоюзных и международных соревнований.

Хотелось бы, поименно перечислить всех спортсменов, приносивших славу своему СК, городу и области: Мишуков Николай, Мельников Алексей, Вагин Геннадий, Песковы Вячеслав и Николай, Нестеров Михаил, Рассказов Иван, Прохоров Дмитрий, Черновы Алексей и Сергей, Меркулов Владимир, Хазов Анатолий, Краснов Виталий, Котов Анатолий, Буйлин Валерий, Биккулов Камиль, Васильев Андрей, Скороходов Анатолий, Родионов Иван, Мелякин Валерий, Родионов Александр, Веселов Михаил, Потаповы Александр и Сергей, Коткова Нина, Захарова Нина, Королева Наталья, Летягина Галина, Чернова Валентина, Хазова Ольга, Клементьева Нина, Захарова Раиса, Матвеева Надежда, Сураевы Ольга и Татьяна, Нестерова Ольга, Епишева Светлана и другие.


Тренеры СК «Волга » плодотворно сотрудничали с преподавателями техникумов, где обучались их воспитанники. В конце 80-х годов в СК «Волга » пришел работать Медведев Владимир Михайлович – «заслуженный тренер России ». Он тренировал взрослый состав команды, Коткова Н.П.- молодежный.

За 4 года их работы СК «Волга » становился трижды победителем соревнований на призы газеты «Волжская коммуна ». Самые преданные лыжному спорту гонщики в дальнейшем перешли на тренерскую и преподавательскую работу и подготовили немало отличных спортсменов и просто любителей лыжного спорта.

Самый заметный след в лыжном спорте области из спортсменов СК «Волга » конечно же, оставили БиккуловКамиль, Коткова Нина Петровна и Мишуков Николай Александрович. БиккуловКамиль – действующий гонщик, МС РЛЛС. За СК «Волга » начал выступать более 30-40 лет тому назад. Когда он перешел в разряд ветеранов, его талант и трудолюбие подтвердились на всероссийском и международном уровне.

Он является двукратным бронзовым призером чемпионатов мира, в личной и эстафетной гонках. Многократный победитель и призер Чемпионатов России и Поволжья. И на этом не собирается завершать свою карьеру. Дай бог ему здоровья и удачи на долгие годы! Коткова Нина Петровна за свою тренерскую жизнь подготовила 10 мс СССР и России, более 20-ти КМС. В их числе: Королева Наталья, Кузнецов Алексей, Быков Эдуард, Беловолова Юлия, Калянов Егор, Новоселова Ольга.

В настоящее время Нина Петровна находится на пенсии и переехала в город Стерлитамак. Тренер Мишуков Н.А. после «Волги » перешел в СКА-16 – где долго и успешно выступал, где становился победителем и призером многих соревнований. За период своей тренерской карьеры подготовил не один десяток мастеров и чемпионов.

В их числе АхмедьяновФаниль, Игнатьева Галина, Чуйкова Еатерина, Доценко Анастасия и другие мастера лыжни. Принимал непосредственное участие в приглашении в Самарскую область Складневой Ирины, Меньшенина Григория, Калугиной Елены. С их переездом в нашу область мы вошли в лидирующую группу в России по общекомандному зачету.

Много лет проработал председателем областной федерации лыжных гонок. В настоящее время ведет плодотворную работу в сборной команде Самарской области с перспективными спортсменами. Как видим, «Волговский » победный дух остается в сердцах, трудах и помыслах всех его представителей и слава о знаменитом спортивном клубе останется на многие годы!

С момента основания СК «Волга » прошло 54 года.

2014 год для лыжного спорта Самарской области традиционно получился ярким и насыщенным на события. В феврале на Олимпийских играх в Сочи в составе сборной России выступила воспитанница тольяттинской школы лыжного спорта Анастасия Доценко. Это лишнее свидетельство того, что у нашего региона есть сильные традиции в лыжном спорте, тренерские кадры, талантливые спортсмены.

Значит, мы можем готовить лыжников высокого уровня. В то же время, Доценко в свое время покинула Тольятти и представляла на Олимпиаде Республику Татарстан. Отток спортсменов – одна из существующих проблем и наша задача создать спортсменам такие условия, чтобы они не покидали регион. Мы в этом направлении ведем работу, в частности, в губернии действует система социальной поддержки спортсменов и тренеров, оказывается финансовая поддержка федерации лыжного спорта Самарской области, занимающейся развитием этого вида Спорта.

Традиционно много мероприятий проходит среди любителей лыжного спорта, в которых принимают участие спортсмены различных возрастов. Приятно, что региональная федерация лыжных гонок уделяет внимание ветеранам спорта, привлечению детей, молодежи к занятиям спортом (см. Приложение 3 ).

Лыжный спорт в Заволжской школе


В нашем регионе, где зима довольно продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Наша школа расположена в самом живописном уголке Приволжского района. Спортивные традиции Заволжской школы берут свое начало с 1969 года, когда было открыто ее здание. Местные природные условия и ландшафт равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны создают благоприятную почву для занятий физкультурой и лыжным спортом.

Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень четко дозируется как по объему, так и по интенсивности.

В нашей школе сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт. Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в ОУ. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов комплекса ГТО, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны.

В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики. Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Заволжской школе.

В школе есть секция «Лыжи », в которой занимаются практически все учащиеся начальных классов. Наибольшей популярностью среди учащихся старших классов пользуется соревнования: сельская лыжня «Снежинка », районные лыжные гонки и «Лыжня России » в г. Самара. Главная задача занятий лыжным спортом в нашем ОУ является достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Лыжи имеют большое прикладное значение для будущей взрослой жизни учеников в быту в условиях длительной и снежной зимы, где используются охотниками илесниками. Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.

В Заволжской школе всегда уделялось большое внимание развитию лыжного спорта. На протяжении долгих лет лыжники нашей школы занимают призовые места в личном и командном зачете на районных соревнованиях, а так же показывают достойные результаты на областных лыжных гонках.

В этом большая заслуга первого учителя физкультуры Заволжской школы Красавиной Марии Людвиговны. Проработав в школе 33 года, Мария Людвиговна выпустила много поколений физически и нравственно здоровых учеников, многие из которых закончили факультет физической культуры теперь уже Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Эту эстафету приняла и достойно несет ученица Марии Людвиговна Антонова Наталья Геннадьевна, которая на момент исследования работает уже одиннадцатый год.

В Приложении 4 представлены итоговые таблицы исследования результатов участия лыжников Заволжской школы в районных соревнованиях в личном и командном зачете. В 2015 году команда лыжников Заволжской школы в составе: Просвирнина Сергея, Федоткиной Анастасии, Серпуховой Марии, Федоткиной Виктории и Егорихина Атрема приняла участие в областном этапе XXXIII открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России ».

Виды лыжного спорта

1. Лыжная гонка . Данный вид спорта включен в основную программу зимних олимпийских игр. Представляет собой скоростную лыжную ходьбу на определенные дистанции и включает в себя множество элементов хождения на лыжах: подъемы, скоростные спуски, виражи, повороты. На одной и той же дистанции, в зависимости от скорости передвижения, техника лыжника может неоднократно меняться.

2. Биатлон . Представляет собой сочетание лыжной гонки и стрельбы из винтовки. Биатлонист должен в совершенстве владеть техникой скоростного скольжения на лыжах, а также навыками стрельбы. Навыки стрельбы играет очень важную роль, т.к. данная часть выступления происходит после интенсивной физической нагрузки. Меткость стрельбы зависит от множества факторов: изготовки, техники прицеливания, умения правильно задержать дыхание и произвести выстрел.

3. Прыжки на лыжах с трамплина . Представляет собой скоростной спуск и прыжок со специально оборудованного сооружения – трамплина. Трамплин, как правило, имеет различную расчетную мощность (т.е. возможную дальность прыжка). Результат выполнения прыжка зависит от дальности и техники выполнения. Дальность прыжка измеряется в метрах и потом переводится в очки, которые прибавляются к баллам за технику выполнения. Победитель определяется по максимальной сумме баллов.

4. Лыжное двоеборье . Представляет собой сочетание лыжной гонки и прыжка с трамплина мощностью 90 метров. Результат по двоеборью – это сумма показателей по каждому из этих элементов.

5. Горнолыжный спорт . Включается в себя 3 подвида:слалом, слалом-гигант и скоростной спуск.

Каждый из подвидов – это спуск на высокой скорости по специально размеченной на склоне дистанции при обязательном преодолении искусственно созданных препятствий («ворот » из флажков). Кроме существования каждого вида горнолыжного спорта по отдельности, проводятся также соревнования по горнолыжному двоеборью и троеборью.

Более подробно олимпийские виды лыжного спорта описаны в Приложении 5.

Техника катания на лыжах


Существует две значительно различающиеся техники катания на лыжах. Как и в плавании, когда-то в лыжном спорте целью была лишь скорость, а не техника. Сейчас же важно проплыть быстрее, например, кролем или баттерфляем. Также и в лыжном спорте. Когда-то существовал лишь один стиль катания - классический. Около 30 лет назад начал развиваться новый стиль катания на лыжах - коньковый ход. С 1988 года этот стиль стал частью Олимпийских игр.

Развитие конькового стиля катания

Давайте перенесемся в 1950-е годы. С начала 1850-х, когда установился классический стиль катания с двумя палками, спорт благодаря выступлениям именитых спортсменов стремительно развивался, набирая популярность быстрее, чем какой-либо другой вид спорта (например, бег или плавание). Лыжи все больше и больше совершенствовались, и спортсмены начали заниматься изучением физиологии и методов подготовки к соревнованиям. Однако развитие техники конькового хода дало толчок к развитию другой техники.

В 1960-х появились специальные машины, прокладывающие лыжню. Ранее этим занимались военные - трассы для соревнований готовили сотни солдат на лыжах. Лыжня состояла из двух углублений, лыжникам было необходимо держать лыжи параллельно, отталкиваясь попеременно правой и левой ногой. Однако примерно в это же время финский полицейский Паули Сиитонен начал экспериментировать с техникой конькового хода, когда спортсмен в лыжне держит лишь одну лыжу, а другой ногой отталкивается.

Конечно, притакой технике нога быстро уставала, и ее приходилось менять. Такой способ катания называли "Шаг Сиитонена" или "полуконьковый". Когда лыжники, в особенности те, кто готовился к спринту, так как у них были сильные ноги, начали экспериментировать с новыми техниками на лыжне, проложенной машиной, они обнаружили, что, отталкиваясь попеременно правой и левой ногой, можно двигаться на 10% быстрее - так зародился коньковый стиль катания.

Так в чем же разница?

В классическом спринте лыжи должны находиться параллельно направлению движения, а лыжник передвигается "шагами", подобными обычному шагу, однако при каждом шаге происходит легкое отталкивание и скольжение. Ощущение такое, как если бы Вы скользили по гладкому полу в носках! Такая техника предпочтительна для начинающих, так как ее проще изучить, нежели технику конькового хода; она более естественна и требует меньшей физической подготовки.

Техника конькового хода больше похожа на катание на коньках или на роликах. Чтобы двигаться, Вы должны отталкиваться краями лыж, а затем скользить. В этой технике отталкивание палками и развитие мускулатуры играет большую роль.


Классическая техника и коньковый ход на Олимпийских играх .

Новая техника конькового хода не всегда была популярной. Когда в 1970-х ей впервые начали пользоваться, сторонники традиционной техники выражали протест, так как новую технику они считали нечестной, заставляющей лыжников двигаться по неподготовленной трассе.

Организаторы соревнований даже предотвращали использование техники конькового хода, устанавливая по краям трассы специальные ограждения, такие как балки или сети. Тем не менее, популярность этого стиля продолжала расти, и в 1984 году Международная федерация лыжного спорта (МФЛ) узаконила этот стиль, и в 1988 году он был включен в программу Олимпийских игр. Теперь на Играх присутствовал и классический и свободный (лыжники сами выбирают технику катания) стили катания на дистанциях от 1,5 до 50 км.

Несмотря на то, что и классическая техника и техника конькового хода сейчас полностью признаны Олимпийскими видами спорта, оба стиля все еще вызывают споры. Недавно был разработан новый вид соревнований, объединяющий оба стиля. Такие соревнования проводятся в течение двух дней: в первый день участники должны пройти 15 км классическим стилем, а во второй - эту же дистанцию коньковым ходом.

Этот вид соревнований называется "гонка преследования", здесь расстояние между лыжниками на второй день соревнований определяется по результатам первого дня. Некоторые считают, что "гонка преследования" должна быть включена в программу Олимпийских игр. Однако из-за напряженного графика соревнований оба дня гонки предлагается объединить в один.

Спортсмены, пройдя половину трассы, должны будут быстро сменить лыжи и ботинки - считается, что это добавит новый элемент в спорт. Однако есть и противники таких нововведений. Они считают, что это может привести в замешательство зрителей, и суть соревнования будет заключаться лишь в том, кто быстрее сменит снаряжение, а не в умении спортсменов. Как бы то ни было, две техники: классика и коньковый ход определенно продолжают вносить разнообразие и состязательный момент в спорт, имеющий традиционное прошлое и современное будущее.

Различные виды классических и коньковых ходов представлены в Приложении 6.

Организация и судейство соревнований

Высокие результаты спортсменов определяет не только хорошая физическая подготовка, смазка и экипировка, но и хорошо подготовленная трасса . На ней не должно быть большого количества крутых подъемов, также слишком крутых с резкими поворотами спусков, поэтому место подготовки трассы должно выбираться тщательным образом. Сейчас на мировых соревнованиях используется искусственный снег, но на соревнованиях более низкого уровня лыжные трассы прокладываются в зимний, весенний период на настоящем естественном снегу.

Большой проблемой на мировых соревнованиях является то, что атлеты, стартующие в последних номерах, бегут по разбитой спортсменами, стартовавшими первыми, трассе. Из-за этого они показывают результаты, которые не дотягивают до пьедестала почета. Поэтому пласт снега, по которому бегут спортсмены, должен быть как можно плотнее.

Соревнования могут быть перенесены ввиду низкой температуры, сильного снегопада и тумана. Если соревнования начались, но условия не позволяют их дальше продолжать, то они могут быть отменены или перенесены с согласия лидеров или их представителей.

Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию . Её состав определён «Правилам » с учетом масштаба и значимости каждого соревнования.

  • главный судья;
  • главный секретарь;
  • заместитель главного судьи по трассам - начальник трасс;
  • врач соревнований

В бригаду судей на старте включается стартер и его секретарь.

  • хронометрист;
  • секретарь хронометриста;
  • судья на финише;
  • секретарь судьи на финише;
  • судья - фиксатор финиша;
  • главный хронометрист.

Перед началом каждого крупного соревнования проводят собрание представителей команд, в повестку которого включают следующие вопросы:

  1. представление официальных лиц, судейской коллегии, членов жюри, технического делегата;
  2. описание лыжного стадиона - вход, маркировка лыж, старт, финиш, зона передачи эстафеты, выход;
  3. характеристика трассы - профиль, места для промежуточного хронометража, пункты питания, доступность, вопросы безопасности;
  4. время и трассы для тренировок;
  5. время, место и правила тестирования лыж;
  6. проверка заявок, в том числе разделение участников на группы;
  7. проведение жеребьёвки;
  8. прогноз погоды;
  9. общая информация от технического делегата и организатора соревнований.
2024 ssh-edinoborstva-krsk.ru. Спорт каждый день.