Суда рыболовные: типы. Как это работает. Один день на рыболовецком сейнере О том, как развлекаются рыбаки

Надеюсь каждый из Вас, когда-либо пробовал рыбу или ел консервы, но кто-нибудь задумывался о том, каким трудом достигается выемка этого продукта из среды ее обитания. Я постараюсь подробно рассказать об этом.

К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие - промысловые суда , любительские или браконьерские.

В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.

На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались , которые создали для этого промысла специальное судно.

На протяжении длительного периода развития, рыбная ловля превратилась в отдельную отрасль, что привело к появлению нескольких типов рыболовных судов : траулеры , плавучие базы , дрифтеры , сейнеры , тунцеловы и прочие промысловые . Коммерческие рыболовные суда стали оборудоваться первыми радионавигационными приборами для определения косяков рыбы.

В последнее время рыболовецкие суда , отвечая международным стандартам, становятся все более модернизированными. Рыбную промышленность относят к отрасли связанной с высоким риском. В связи с этим на Международном морском форуме в 1959 году под руководством ООН была подписана Конвенция, определяющая допустимые стандарты проектирования и строительства рыболовных судов, а также оговариваются условия эксплуатации экипажей кораблей.

Большинство коммерческих рыболовных судов являются небольшими кораблями, имеющие размеры до 30 метров, но некоторые имеют и размеры до 150 метров, как правило, это плавучие рыбоперерабатывающие заводы или траулеры. Рыболовные суда коммерческого значения можно классифицировать по способу рыбной ловли .

дрифтеры и лов жаберной сетью

дрифтеры и лов жаберной сетью

Дрифтер (англ. «drift» - дрейф) - рыболовное судно, предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров, свободно плавающих после их постановки. Особенностью архитектуры таких судов является низкий борт, и свободная палуба в носовой части для механизмов выбирающих сети. Дрифтеры имеют размерения малых или среднетоннажных промысловых судов.

Коммерческая рыбная ловля проверяет на прочность даже самых опытных капитанов. Многие матросы занимаются рыбной ловлей, чтобы заработать, но эти деньги достаются тяжким многочасовым трудом. Они работают по 20 часов в день, но в мире есть места, где можно заработать десятки тысяч долларов за небольшой срок.

Умелым капитанам сезонная рыбная ловля в городке Накнек приносит более 130000 долларов США чистой прибыли. Департамент рыболовства и охоты (Departament of fish and game) регулирует время ловли и объемы улова лосося. Это делается для того, чтобы сохранить тонкое равновесие экосистемы и не уничтожить всю рыбу.

Рыбалка в Накнек отличается агрессивностью, сосредоточенная на небольшом водоеме. За нарушение капитанам грозят крупные штрафы от 15000 долларов США или даже тюрьма.

Улов осуществляется дрифтерной (жаберной) сетью. Она похожа на волейбольную сеть, только движется вместе с подводными течениями прилива. Размер ячеек дрифтерной сети позволяет поймать за жабры рыбу определенного размера. Сеть с буем на конце выбрасывается с дрифтера в воду при помощи барабана, с которого она отматывается при помощи механического привода. Другой конец находится на корме рыболовецкого судна. Жаберная сеть находится в воде определенное время, по истечении которого она втягивается на судно.

траулеры и траловый лов

рыболовный траулер с боковым тралением

Следующим типом рыболовных судов являются траулеры (от англ. «trawl» - трал, невод). Это самый распространенный тип промысловых судов , которые для большего улова рыбы и ее первичной обработки используют траловые сети - тралы. Траулеры , как правило, оснащены холодильными установками для заморозки и хранения рыбной продукции, а также бывают нескольких типов: рыболовный траулер с боковым тралением (МРТБ), рыболовный траулер с кормовым тралением (МРТК), большой рыболовный траулер (БРТ), большой автономный траулер (БАТ), большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ), рыболовный траулер морозильный консервный-супер (РТМКС), средний рыболовный траулер (СРТ), средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ), сейнер-траулер морозильный (СТМ), рыболовный краболов-траулер (РКТ) и рыболовный траулер морозильный (РТМ) .

траловый лов

траулер-тунцелов

Траулеры оборудованы траловыми лебедками, на барабанах которых укладывается до 4000 метров троса - ваера, что позволяет вести вылов рыбы на глубинах до 2 км. Трал поднимается на борт рыболовного судна через слип. Технологическое оборудование траулера состоит из комплекса машин и механизированных линий для разделки, мойки рыбы, иногда консервирования, а также для выработки рыбной муки и жира из отходов. Большинство современных траулеров оснащено рыбопоисковой аппаратурой и приборами контроля параметров трала, которые позволяют управлять его движением в воде и наведением на скопления рыбы.

ярусники и лов ярусом

лов ярусом

Ярусный лов это способ промышленного рыболовства объектов водного промысла (трески, тунца, палтуса, сайды), при котором используется крючковая снасть с наживкой, прикреплённая к длинному тросу - «ярусу». Рыболовные суда , использующие этот способ рыбной ловли получили название ярусники .

В штате Аляска в 120 км от побережья лежит континентальный шельф, в районе которого обитают самые большие популяции тихоокеанского палтуса и черной трески. За один пятидневный рейс команда рыболовного судна может заработать около 200000 долларов. За год рыболовецкие суда совершают около двенадцати рейсов к шельфу.

Пока рыболовецкое судно следует в точку, команда надевает наживку на 4500 крючков, прикрепленных к тросу длиной до 5 км, которые составляют большую снасть. Для исследования морского дна капитан использует эхолот и электронные карты. Для каждой рыбы существуют собственные особенности обитания. Палтус любит мелководье с каменистым дном, а треска предпочитает глубину и более мутную воду.

Снасти опускают на самое дно, где кормятся рыбы, при помощи якорей. Для развертывания яруса рыбаки сначала выбрасывают сигнальные буи, чтобы рыболовное судно могло его найти, когда вернется за уловом. Затем выбрасывается первый из двух якорей, благодаря которым снасти удерживаются на одном месте на морском дне. После этого рыбаки натягивают ярус , выбрасывая километры тросов с 5 см крючками за борт. Затем натягивается снасть, и выбрасывается второй якорь и еще сигнальные буи. Как правило, таким способом, выставляются еще две снасти.

На более модернизированных рыболовецких судах используются усовершенствованные способы ловли рыбы . На этих ярусниках во время установки снастей используется автоматическая система насаживания на крючки наживки со скоростью четыре в секунду. Через специальное устройство пропускается ярус , а команда параллельно подает в желоб рыбу-наживку. В результате на выходе появляется трос с крючками и насаженной наживкой. После того как «рыбное» место найдено наступает автоматический процесс постановки ярусов . Километры снастей с наживкой выпускаются с кормы рыболовецкого судна .

Через определенный период времени рыболовные суда вытаскивают свой первый улов. Один конец яруса крепится к гидравлической системе шкивов. Дополнительно для нормального подъема снастей в кормой части имеется пульт управления судном. Первая поднятая рыба отправляется на поддон, где специальное устройство снимает рыбу с крючка и сбрасывает в контейнер со льдом. Механизм втягивает снасти и новые и новые рыбины падают в контейнер. Хороший улов зависит от количества заброшенных снастей. С появлением первой рыбы на борту рыболовное судно без оборудования для обработки рыбы обязано попасть в порт не позже 5 суток.

На рыболовецком судне с автоматическими снастями выловленная рыба сразу обрабатывается. Один оператор управляет лебедкой, второй - обрабатывает рыбу, выпотрошив внутренности. После чего ее промывают водой и сортируют по виду и размеру. Затем рыбу полностью замораживают на небольших поддонах через 7 часов после поимки. Когда морозильные камеры заполнены, команда современного рыболовного судна переходит к упаковке улова. Замерзшую рыбу кладут в емкость с водой разбавленную небольшим количеством хлора, где она покрывается коркой, что в свою очередь защищает ее от обморожения. Затем рыбу кладут в упаковки, откуда она снова отправляется в морозильную камеру, где температура составляет минус 15 градусов по Цельсию.

сейнеры и кошельковый способ

сейнер

Сейнер (от англ. «seine» - кошельковый невод) - это рыболовецкое судно , ведущее промысловый лов рыбы при помощи кошелькового невода, поднимаемого грузовой стрелой.Каждую весну несколько лучших рыболовов съезжаются в живописный город Sitka на Аляске. Цель у всех одна - наловить как можно больше сельди. Но ловля рыбы в этом районе обходится недешево - разрешение стоит около 300000 долларов. Это быстрая, дорогая и опасная рыбалка. Короткий период рыбной ловли решает порой целые судьбы. За 30 минут лова одно рыболовное судно может заработать около 200000 долларов.

Департамент рыбалки и охоты назначает определенные участки и отрезки времени, где можно выполнять улов сельди. Воздушная разведка дает представление о том, как будет распространяться сельдь в проливе. Ценность сельди определяется не тушей, а икрой и молокой. Чем более зрелая икра, тем выше качество продукта.

Сейнер это обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части. На корме имеются рабочее пространство для хранения и обработки невода и поворотная площадка, откуда он выметывается при облове. Кроме того, сейнер буксирует за собой вспомогательную моторную лодку. По радиостанции департамент объявляет об открытии сезона и промысел начинается.

кошельковый способ

Во время лова рыболовные суда находят большие стаи сельди при помощи эхолокатора. После обнаружения стаи вспомогательная моторная лодка с прикрепленным к ней концом невода удаляется от кормы рыболовецкого судна и окружает рыбу. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода. Затем судовая команда, воспользовавшись устройствами для выборки и укладки невода, сматывает и утрамбовывает его, поднимая рыбу на борт при помощи подъемного устройства - крана. Когда сеть затянута трепещущий улов насосом выкачивается на борт плавучей базы - судно с большей вместимостью.

улов кошельковым неводом

перегрузка рыбы с сейнера на плавучую базу

Иногда один улов может достигать до 900 тонн. На таком улове одно рыболовное судно может заработать свыше 1 миллиона долларов.

плавучие рыбоперерабатывающие заводы, плавучие базы и транспортные суда

плавучая база

Улов выгружается на рыбоперерабатывающие суда - самый многочисленный рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На современном плавучем заводе выполняются все процессы переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку, замораживание, брикетирование, расфасовку, упаковку, консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.

В условиях длительного пребывания в районах промысла, отдаленных от портов приписки рыбодобывающих судов , они и их команды обслуживаются специально предназначенными для этих целей плавучими базами . На таких плавбазах располагаются административные органы флота, средства связи с землей, госпитали и дома отдыха.

Перевозку в рыбной промышленности выполняют . Она включает доставку промысловой рыбы и пищевых продуктов в центры обработки или консервные заводы.

переработка рыбы

В порту рыбоперерабатывающие компании еще раз сортируют рыбу и взвешивают. После чего рыба с помощью конвейеров отправляется в цеха, где замораживается. Затем в таком виде рыба помещается в ящики средним весом 600 кг и направляется в . После чего грузовики компаний рыбной промышленности следуют в терминалы, откуда груз может быть доставлен к пунктам назначения по всему миру на больших кораблях - .

гарпунные или китобойные суда

Гарпунные суда используются для охоты на китов. Гарпун - это метательное орудие, к заднему концу штока которого прикреплен канат; наконечник гарпуна либо зазубрен, либо имеет поворотные лапы, благодаря чему и удерживается в теле кита или рыбы. Часто действуют не поодиночке, а в составе китобойных флотилий , при этом сами гарпунные суда небольшие, а добытые ими киты перерабатываются на борту плавучих баз (). Сейчас китобойный промысел ЗАПРЕЩЕН законами большинства стран, только Норвегия, Исландия и Япония до сих пор ведут китобойный промысел.

драги

японский драгер

Заборная часть драги представляет собой последовательность металлических скребков, за каждым из которых находится проволочный черпак для сбора сгребаемых с морского дна устриц и морских гребешков. Основным узлом заборной части гидравлической драги для сбора моллюсков являются салазки с ножом спереди и цепным черпаком сзади; водометные сопла, расположенные перед ножом, облегчают съем моллюсков.

Рыболовные промыслы могут быть прибыльной индустрией, но для тех, кто выбрал этот путь, должен уметь идти на жертвы, ведь рыбаков, впрочем, как и всех моряков объединяет тоска по дому и семье.

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д.

Общие сведения

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.

Разделение на классы. Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует. Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.

Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети - тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.

Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы.

Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда - это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.

В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Сейнер

Сейнеры - это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер - это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.

Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д.

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.

Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах.

Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии. Рыбная ловля - это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.

Пишет Иван Дементиевский: Сегодня расскажу о том как команда Men"s Health Adventure работала на сейнере в Японском море. Мы работали больше недели, снимая репортаж для журнала, и я ещё дополнительно мотался в Находку к друзьям.

Рыбалка на сейнере день изо дня одна и та же, и совершенно похожа, поэтому я решил что этот репортаж проще всего сделать в стиле "один мой день", начав с того как мы проснулись и закончив историю поздним вечером.

1 Гостиница при судоремонтном заводе (Ливадия). Предприятие закрытого типа, везде колючая проволока и повсюду охрана, не выйти просто так, ни зайти. Но нам в какой то мере повезло, выдали красные пропуска, что значит - проходи без досмотра! И на третьем этаже, за несколькими магнитными замками, команду Men"s Health Adventure ждал совершенно замечательный розовый номер на двоих! После урбанистических серых пейзажей и интерьеров, которые нас преследовали уже несколько дней, эта розовая карамель, оказалась настоящим сюрпризом!
Пока мы жили, я слышал как на улице мужики обсуждали что журналистов из мужского издания поселили в розовом номере. Коллектив судоремонтного завода переживал за нас и затаив дыхание ждал, чем всё это кончится.
Побудка была ранняя, во первых нас предупредили что выход в море будет в 8 утра, так до порта ещё добраться надо, А ещё знаменитая акклиматизация после смены часовых поясов, так что каждое утро просмотр почты, инстаграма, новостей и вялые шуточки с сонным коллегой на соседней розовой койке.

2 Коллега по цеху, редактор мужского издания Men"s Health Антон Зоркин. У меня сложилось впечатление, что Антон засыпал с ноутбуком и просыпаясь я видел как он снова смотрит в него - горит на работе, мелькнула тревожная мысль. Но ничего, свежий воздух, море, рыбалка, всё это отвлечёт коллегу от редакторских забот.

3 По местному времени почти семь утра, по московскому, самое время попить перед сном чай. Поскольку у меня много работы через интернет, мне постоянно нужно держать в голове московское время. Каждый раз высчитывать разницу от текущего сложно, поэтому часы у меня живут по московскому времени, мобильный по местному - весьма удобно. Заставка на мобильном, Гималайские Гималаи. И если вдруг, а такое бывает иногда, мне кажется что надо мной сгустились тучи, или ещё какая то неприятность, я достаю мобильный и смотрю на эту фотографию, вспоминаю как мы ночевали на 5260, как горняшка накрывала нас с Алексом, и мне тут же становится легче)

4 Две таблетки перед выходом. Не понятно сколько мы будем в рейсе, никто ничего не говорит по этому поводу. Может уйдём на весь день, может на сутки а может и больше, поэтому с собой берём таблетки от укачивания и для профилактики парочку сразу в себя.

5 Недолгие сборы закончились, мы готовы. Как водится, перед дальней дорожкой присесть, подумать и погнали!

6 Порт в Южноморском посёлке. У причала стоит наша птичка, довольно свежей постройки кораблик со звучным именем Ураганный! На нём мы и будем ловить минтай. Пока шли по строму убитому в хлам причалу, несколько раз спотыкался об арматурины торчащие прямо из бетона, об сети и канаты и возле Ураганного чуть не растянулся споткнувшись об очередной кабель. Тут по сторонам лучше не глазеть а смотреть под ноги, мне показалось, мы шли не по причалу, а прошли полосу препятствий. Но всё это мелочи - вокруг шум прибоя, свежий ветер в перемешку с рыбным душком от сетей и манящая даль заливов. Погода прекрасная, море спокойное - рыбалка обещается быть с комфортом!

7 Ураганный вблизи.

8 Затащив на борт свои скромные пожитки, спустились вниз, что бы не мешать на палубе. Нас сразу же усадили в общей комнате. Она тут служит и столовой, и местом посиделок, и кинозалом. Экипаж судна 7 человек, и если постараться, уместятся все. С нами экипаж разросся до 9 человек и это внесло некоторые хлопоты для ребят. Спасибо им, наше присутствие они терпели стойко, ну пара детских шуток не в счёт. Вообще, когда спрашивают от какого издания мы, и я отвечаю что от Men"s Health, и реакция бывает разнообразной. Чаще всего говорят - о, гламур (!!!) ну и всякое тому подобное. А тут нас сравнили с сексшопом. Хотелось конечно ответить тому мужику, что у него большие жизненные комплексы, но в итоге не стал этого делать, у нас своя задача, у него своя. Но вообще смешно такое слышать от взрослых людей. На фото Антонио угощается завтраком от совершенно замечательного повара, очень общительного и крайне позитивного человека.

9 Кажется отходим! Пока мы не нужны на палубе, сидим уминаем бутерброды и первый утренний чай.

10 Вот такая кухня у кока, вдвоём конечно можно разместиться, но только в обнимку. Как только сейнер отчаливает, кок начинает колдовать на кухне, его задача, всех накормить и напоить, к нему можно подойти в любое время, всегда найдётся чем перекусить.

11 Выйдя из общей каюты попадаем в коридор, откуда открывается вид на каюту для матросов. Их на сейнере две, и ещё одна каюта для комсостава. Коридоры узенькие, помещения маленькие, всё предельно ужато и функционально. На судне есть и туалет и место где помыться.

12 Пока недалеко от берега, работает связь, кстати 3G очень прилично работает, и пока нам пробивали разрешение на интернет в нашем розовом номере, мы всю работе делали через мобильный интернет.

13 Антон примеривается к матросской койке. Тут могут спать 4 человека. Одновременно одеваться может только один, на остальных просто не останется места.

14 Места настолько мало что кружки под чай висят возле общей комнаты на потолке. Это я снизу сделал фотографию потолка. Подходишь так к повару, можно чайку, и он - а пожалуйста, снимает с потолка кружку и показывает где на судне кипяток, где найти сахар а где заварку. Просто и функционально!

15 Ну... с богом! Мы уже полчаса на сейнере и никто толком ничего не знает, на сколько мы, куда мы, как мы... Все решения принимает капитан, тут он царь и бог, решит уйти на сутки, уйдём на сутки, решит на неделею - будем неделю мариноваться на сейнере. Поэтому каждый раз, отчаливая, несколько волнительно - когда обратно на берег. Наверняка, моряки, которые тут работают уже привыкли к такому графику и стилю работы, когда живёшь одним моментом, но мы то сухопутные москали, нам было не так просто...

16 Вот оно, море! Корабль набирая обороты взял курс перпендикулярно от берега. Впрочем, далеко мы не уйдём, сейнер работает в прибрежной полосе, мы ловим минтая и далеко в море нам сегодня делать нечего.

17 Берём курс в сторону Находки. Возле мыса довольно большое скопление судов, и малых и больших. Мы вышли в 8 утра, многие, я так понял, болтаются на волне совсем с раннего времени, если не с прошлого дня.

18 Рубка капитана и собственно сам капитан.

19 В море всякое случается, вот люди и берут с собой на борт такие образа.

20 Палуба Ураганного. Пока идём к месту лова, тишина и спокойствие. Чистая, сухая палуба, ребята пьют чай а мы осматриваемся, что тут к чему.

21 Все решения по поводу маршрута и где выбрасывать сеть принимаются в этой рубке. В данный момент ребята обсуждают действия ещё одного сейнера встретившегося по курсу.

22 GPS И на нём наш маршрут.

23 А вот и тот сейнер, который обсуждали в рубке капитана. Повезло застать момент, когда они вытаскивают сеть из моря.

24 Этот матрос отвечает за лебёдку. С помощью лебёдки сеть стравливается в воду, потом обратно вытаскивается на борт. С помощью лебёдки сеть с уловом подтягивается к месту сброса рыбы, и вообще, без лебёдки просто невозможно работать. Поэтому тут нужен отдельный человек, который занимается только этим вопросом. На фото, матрос смазывает лебёдку перед началом работ.

25 Мы спустились вниз позавтракать и попить чаю, вышли на верх, уже туман и лёгкая морось. Июнь на Дальнем востоке вообще туманный и дождливый, в этом я потом успел убедится. Сразу похолодало и стало сыро и промозгло. Мы кружили в тумане какое то время, ожидая команды от капитана, где и когда скидывать буй.

25

26 Ну вот и началась рыбалка! Сеть отправилась в воду, лёбёдка разматывает канаты. Сперва что-то пошло не так, пришлось немного помочь размотать канат и потом пошло-поехало как по маслу.

27 Собственно, ответственный за лебёдку матрос, он всё время стоит у контрольных рычагов лебёдки и мониторит каждое мгновение, что происходит на корабле.

28 Наступило время вытаскивать сети. Вместе с сетями и рыбой на борт чего только не попадает! Вот сейчас были зацеплены ловушки на краба. Их надо будет отцепить и потом возле берега их выкинут за борт.

29 Практически каждый раз, вместе с сетями вытаскивают что-то ещё. Я видел много кабеля, его приходилось прямо во время лова разрезать пилой и отправлять по частям обратно в море. Вообще, человек основательно загадил дно моря, выбрасывая туда всё что стало ему не нужно.

30 Отсоединив от сети крабовые ловушки, команда продолжает вытягивать сети на палубу.

31

32 Вроде бы в море не раз и не два, но каждый раз волнительное ожидание, сколько будет рыбы в сетях? От этого зависит всё, и сколько консервов сделает завод, и сколько получат матросы и где дальше ловить рыбу?

33

34 Каждая манипуляция с сетью, это всё работа ещё и работа с лебёдкой.

35 Вот сеть подтянута к кораблю, остался последний штрих, вытащить её конец в котором улов. Одинокая чайка чувствует что тут можно будет чем то поживится и не отстаёт от нашего сейнера.

36

37 Сеть на палубе уже целиком. Теперь её надо аккуратно подтянуть и всю пойманную рыбу вывалить в специальный лоток. На корабле есть трюм и туда можно уложить до 45-50 тонн рыбы, но если улов не большой. проще не заморачиваться с трюмом а оставить рыбу в лотке. Потом из трюма выковыривать рыбу будет довольно не просто.

38 Что это такое? Почему то один из матросов, показавший мне эту штуку, найденную среди улова, решил что я такое ел...

39 Вот оно, богатство из морских пучин.

40 Как только рыбу вывалили в лоток, сети снова заправляются и готовят к сбросу за борт.

41 На палубе работают четверо матросов, не считая человека за лебёдкой.

42 А мы тем временем, спускаемся на обед в тёплое помещение. Среди минтая было немного камбалы и повар пожарил нам немного рыбы.

43 И на закуску немного салатика и чая. Сейчас ребята закончат с сетями и придут обедать, надо пообедать до этого момента, что бы освободить им место. А по зомбоящику, который тут вещает не умолкая, идёт какая то отвратительная передача, все ругаются и орут друг на друга. На с Антоном, конечно не нравилось что тв работает, но что поделать, ребята смотрят эту херотень...

44 Следующий заброс. Всего за день может получится и три и пять забросов, по разному всё бывает. Той рыбы что мы поймали было очень мало, в сети попало около тонны минтая.

45 В сети попадается не только минтай, вот какая то чудо-рыба оранжевого цвета. Попадаются часто крабы, мы хотели их попробовать но они были все больные и улетали за борт. Если поблизости были чайки, то утонуть крабам или рыбине, которая улетала в море, пернатые не давали.

46 Это уже третий заход, сети снова готовы и будут скинуты в море. Погода совсем испортилась, пошёл дождь и совсем похолодало.

47

48 На море лёгкая волна. Вообще, голову немного мутило, но это с непривычки. Ребята нам сказали что это не качка, вот бывает так, что стоять не можешь, а это ерунда, глядя вдаль, резюмировал нашу беседу кок.

49

50 В последний улов, вытащили тонны две минтая, что на фоне первых двух забросов было не так уж и плохо. Среди пойманной рыбы попалось несколько весьма больших экземпляров, одного нам демонстрирует этот матрос. После этого заброса, сейнер развернулся в сторону родного порта, было принято решение ночевать на базе. Надо было перебрать сеть, с ней возникли проблемы, ну и нам надо было в розовую комнату.
Шли долго, в порту были затемно, где нас ждала машина и быстро добросила до гостиницы, а ребята ещё выгружали пойманную рыбу на завод.

51 Дома! Пусть дом и с розовыми оттенками, но после сейнера, и постоянной качки, недвижимые стены и пол воспринимаются очень тепло) По дороге заскочили в магазин, купили кефирчика. Охранники не верят что мы не пьём и всё пытаются проверить не проносим ли мы выпивку на территорию завода. Мне не жалко, я показал им свой пакет, и те разочарованно отвернулись от нас.
Непростой день закончился, на следующий день нам объявили выходной, перебирать сеть будут не один час, и скорее всего, сейнер в море вообще не выйдет. Не беда, мы найдём чем заняться, прогуливаясь по окрестностям, мы нашли старый заброшенный стадион и там тренировались, я просто ради поддержки тонуса, Антон готовился к восхождению на Эльбрус. Кстати, именно сейчас, когда я пишу эти строки, находясь в Вологде, в пивной экспедиции, он где-то на склонах горы пьёт чай в палатке.

О том, как развлекаются рыбаки

2024 ssh-edinoborstva-krsk.ru. Спорт каждый день.