Мишин Алексей Николаевич: биография, карьера, личная жизнь. Алексей Мишин: Женя Медведева показала себя настоящим бойцом Мишин фигурное

М ассовое развитие фигурного катания на коньках, применение прогрессивной методики учебно-тренировочного процесса, совершенствование его организационных форм позволили советскому фигурному катанию занять ведущие позиции в мире. Убедительные победы наших фигуристов демонстрируют основные черты советской школы фигурного катания, органично соединяющей отличную физическую подготовленность, рациональную технику с эстетическим совершенством и волей к победе.

Современное направление развития фигурного катания на коньках характеризуется ярко выраженной тенденцией к гармонии основных компонентов катания, сбалансированности содержания программы. Перед спортсменами ставится задача продемонстрировать владение всеми группами элементов - шагами, спиралями, вращениями, прыжками - в одиночном катании, поддержками, подкрутками, выбросами, тодесами, совместными и параллельными вращениями в парном катании, разнообразными шаговыми комбинациями в танцах на льду.

Новые требования к мастерству фигуристов обусловливают соответствующую организацию, содержание и проведение учебно-тренировочного процесса. Такой подход к пониманию фигурного катания нашел отражение в учебнике, подготовленном в соответствии с программой по фигурному катанию для студентов институтов физической культуры.

Авторами учебника являются: общая редакция и главы VII, VIII, XII, XX - канд. пед. наук, доцент А. Н. Мишин; глава I - заслуженный тренер СССР В. Н. Писеев; глава II-член Международной ассоциации спортивных журналистов А. М. Чайковский; глава III - д-р биол. наук, проф. Е. Б. Сологуб; глава IV - д-р пед. наук, проф. В. М. Зациорский и А. Н. Мишин; глава V - заслуженный тренер РСФСР Л. А. Пахомова, раздел «Музыка» - заслуженный тренер РСФСР, композитор А. Б. Гольдштейн; глава VI - канд. пед. наук, доцент В. А. Апарин; глава IX - заслуженный тренер СССР, канд. пед. наук, доцент Т. Н. Москвина; глава X-"Заслуженный тренер СССР Н. И. Дубова; глава XI - А. Н. Мишин и Т. Н. Москвина; глава XIII-А. Н. Мишин и канд. пед. наук Л. М. Райцин; глава XIV - канд. пед. наук, доцент И. К. Киселева и канд. психол. наук Ю. Я. Киселев; глава XV - канд. пед. наук М. В. Гришина; глава XVI - канд. пед. наук доцент Ю. Ф. Курамшин и В. А. Апарин; глава XVII - В. А. Апарин и А. Н. Мишин; глава XVIII - канд. пед. наук, доцент И. В. Абсалямова и канд. биол. наук Е. В. Богданова; глава XIX - канд. пед. наук, доцент С. В. Голомазов, А. Н. Мишин и канд. биол. наук, доцент В. Н. Соловьев; глава XX -А. Н. Мишин. .

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Место фигурного катания на коньках в советской системе физического воспитания. Физическая культура и спорт - важная составная часть коммунистического воспитания в нашей стране. Одним из популярных и массовых видов спорта является фигурное катание на коньках. Общей задачей фигурного катания является формирование человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Средствами фигурного катания успешно решаются оздоровительные задачи: вырабатываются легкость и свобода движений, достигается общее повышение тонуса основных систем организма, пропорциональное развитие всей мышечной системы, активизируется работа анализаторных систем, и в первую очередь вестибулярной и проприоцептивной.

Решая образовательные задачи, фигурное катание развивает гибкость, ловкость, выразительность движений, а также силу и выносливость. Важная сторона фигурного катания - его эстетическое воздействие. Занятия фигурным катанием воспитывают в человеке художественный вкус, музыкальность, формируют понятия о красоте движений, требуют от фигуриста знакомства" со многими видами сценического искусства.

Говоря о воспитательных задачах, следует подчеркнуть, что фигурное катание вырабатывает дисциплинированность, собранность, трудолюбие, коллективизм, смелость, активность, упорство - те черты, которые характеризуют коммунистическое отношение к труду, .высокие моральные качества.

В последние годы значительно увеличилась сеть школ и секций фигурного катания. Этим видом спорта занимаются ныне не только дети и подростки, но и взрослые люди, включая пожилых, которые с успехом тренируются, участвуют в спортивных праздниках и выступлениях.

Массовое развитие фигурного катания в нашей стране, широкая география этого вида спорта способствуют достижению советскими спортсменами высокого уровня мастерства.

Советская школа фигурного катания сочетает высокую спортивность с тонким художественным вкусом, что позволяет нашим спортсменам из года в год добиваться побед на крупнейших международных соревнованиях, в том числе на чемпионатах Европы, мира и олимпийских играх.

Одиночное катание состоит из обязательной, короткой и произвольной программ.

Обязательная программа подразумевает исполнение обязательных фигур, имеющих форму кругов, восьмерок и параграфов. В нее входят следующие элементы: перетяжки, тройки, скобки, крюки, выкрюки и петли. Главной задачей этого раздела является геометрическая точность начертания фигур и правильное выполнение поворотов.

Короткая программа выполняется под музыку и длится не более 2 мин. Она включает 7 предписанных элементов произвольного катания: шаги, вращения, комбинации вращений, прыжок во вращение, два различных прыжка и каскад из двух прыжков.

Смысл включения короткой программы в соревнования заключается в том, чтобы более объективно оценить мастерство участников путем сравнения исполнения ими одинаковых предписанных элементов.

Произвольная программа, которая также выполняется под музыку (в течение времени, обусловленного программой состязаний), должна содержать гармоничный набор элементов. В ходе соревнований спортсмен должен продемонстрировать, в какой степени он овладел техническими приемами современного фигурного катания, и проявить при этом эстетическую зрелость.

Тенденции развития фигурного катания выдвигают на первый план требование сбалансированности произвольных программ, т. е. демонстрации владения всеми группами элементов. Серьезной ошибкой следует считать стремление подчеркнуть одну сторону программы, например прыжковую, и на этом фоне попытаться скрыть недостатки в исполнении вращений и шагов за счет сокращения их количества.

Парное катание наряду с исполнением совместных элементов, таких, как поддержки, подкрутки, обводки, тодесы, парные вращения, требует выполнения и элементов одиночного катания: раздельных шагов, многооборотных прыжков, вращений и прыжков во вращении. Однако эти элементы оба партнера должны выполнять так, чтобы создать впечатление единства действий. Программа соревнований в парном катании включает короткую и произвольную программы, требования к которым в основном аналогичны перечисленным выше.

Спортивные танцы на льду представляют собой несколько специфический вид фигурного катания, основу которого составляют комбинации шагов, выполняемых в строгом соответствии с ритмом танца» и его характером. Программа соревнований по спортивным танцам состоит из обязательных танцев, оригинального и произвольного танцев.

Наряду с одиночным, парным катанием и спортивными танцами на льду возможны и другие формы фигурного катания. В прошлом в нашей стране проводились соревнования и показательные выступления в групповом фигурном катании. В последнее время групповое фигурное катание начинает приобретать популярность в ряде зарубежных стран, где оно получило название «прецизионное» катание. В основе его лежит демонстрация точности и согласованности движений всех членов группы.

Организационная структура управления фигурным катанием в СССР. Физкультурно-спортивным движением в нашей стране руководит Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР). Одним из его подразделений является Управление конькобежного спорта. Отдел фигурного катания на коньках этого управления занимается всесторонним развитием фигурного катания в стране. На отдел возложены задачи развития массовых форм фигурного катания, пропаганды этого вида спорта, повышения мастерства фигуристов, подготовки сборных команд страны для участия во всесоюзных и международных соревнованиях.

Отдел фигурного катания координирует деятельность многочисленных организаций, участвующих в работе по подготовке спортсменов-фигуристов, содействует разработке и внедрению в практику наиболее эффективных методик обучения и тренировки фигуристов, формирует календарь всесоюзных соревнований по данному виду спорта.

В каждой союзной республике развитием фигурного катания занимается управление зимних видов спорта республиканского спорткомитета, в котором есть или отдел фигурного катания, или специалист, отвечающий за этот вид спорта. Государственные органы управления, какими являются спорткомитеты, в своей работе опираются на организации, к которым в первую очередь относятся добровольные спортивные общества профсоюзов и ведомств.

Значительную роль в развитии фигурного катания играет и общественный орган - Всесоюзная федерация фигурного катания. Главная ее задача состоит в привлечении широкого актива к участию в развитии этого вида спорта.

Международные спортивные объединения по фигурному катанию на коньках. Международный союз конькобежцев (ИСУ), созданный в 1892 г., объединяет 34 национальные спортивные организации по фигурному катанию и скоростному бегу на коньках. Советский Союз вступил в ИСУ в 1947 г.

Международный союз конькобежцев обеспечивает организационную упорядоченность мирового фигурного катания, и в частности определяет правила проведения и программу международных соревнований, включая чемпионаты Европы и мира. Правила и программу соревнований по фигурному катанию на олимпийских играх определяет Международный олимпийский комитет после предварительного обсуждения с ИСУ.

Высшим органом ИСУ является конгресс, который, как правило, созывается раз в 2 года. В период между конгрессами руководство деятельностью Международного союза конькобежцев осуществляет совет ИСУ, который избирается конгрессом на 2 года.

Важную роль в развитии мирового фигурного катания играют национальные спортивные объединения по фигурному катанию. Национальные федерации занимаются развитием фигурного катания в стране, проводят чемпионаты своих стран. Программа и правила таких соревнований могут несколько отличаться от международных, однако в основе своей соответствуют правилам ИСУ. Наряду с Международным- союзом конькобежцев, объединяющим спортсменов-любителей, судей и руководителей, существует Международный союз тренеров по фигурному катанию (ИПСУ). Эта организация объединяет тренеров, занимающихся подготовкой спортсменов-фигуристов. ИПСУ сотрудничает с ИСУ и национальными федерациями в целях развития вида спорта, определения наиболее прогрессивных форм проведения международных соревнований, их программы и правил.

Сегодня свое 75-летие отмечает Алексей Николаевич Мишин, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР и России.

Он родился 8 марта 1941 года в г.Севастополе в семье преподавателей военно-морского училища Николая Ивановича Мишина и его супруги Татьяны Валентиновны Делюкиной. После войны он с родителями переехал сначала в Тбилиси, а затем в Ленинград. Отец очень любил кататься на коньках и часто брал с собой на каток детей - Алешу и его старшую сестру Людмилу, одолжив для них коньки у своего приятеля.

Алеша с отцом, Николаем Ивановичем Мишиным. 1940-е гг.

Однажды Людмила, студентка университета, получив стипендию, подарила брату «снегурки», а отец, проходя мимо Аничкова дворца, увидел, как дети катаются на коньках вокруг клумбы и решил, что занятия в секции фигурного катания будут полезны для его сына и отвлекут его от опасных уличных забав. Так в 1956 г. Алексей начал заниматься фигурным катанием в секции при Дворце пионеров под руководством Нины Васильевны Леплинской.

Начало 1950-х гг.

Затем его тренером стала Майя Петровна Беленькая. Вот как она вспоминала о своей работе с Мишиным: "Он пришел ко мне подростком, в восьмой класс ходил. К тому времени его ровесники - Куренбин, Фомин - уже выступали "по мастерам", а Леша имел второй взрослый разряд только. Он хорошо понимал, что там ребятки гораздо сильнее, готовы выступать на первенстве Союза, и он от них отстает. Мама и папа привели его ко мне.

[...] Пришли они ко мне и говорят: "Майя Петровна, ну возьмите его, чего же парень пропадает?" Я думаю: "Что же делать? Брать - не брать?" Как тренер я совсем не заинтересована была в этом. Сколько же с ним заниматься надо, чтобы он имя создал тренеру! "Ладно, - говорю, - возьму. Только давайте я сначала проверю, что он может".

Конец 1950-х гг.

Отвела его в зал, начала смотреть. Стал прыгать - прыжок высоченный. Выворотность посмотрела - у него вообще на обратную сторону, шаг - как у балерины. Я обалдела. Говорю: "Леша! Где же ты был? тебе бы раньше прийти, ты бы сейчас вообще таких высот достиг, на международные соревнования ездил. А сейчас я ничего не могу гарантировать, ты пропустил время". - "Ну ладно, Майя Петровна, я постараюсь. Можно же постараться. Папа с мамой уж очень хотят". Я спрашиваю: "А ты?" - "А я постараюсь".

Начало 1960-х гг.

Добродушный такой, всегда ко всему относился с юмором. Всегда умел создать жизнерадостное настроение. Среди спортсменов такие люди нечасто встречаются. Видимо, и молодежи это нравится. Он как-то очень емко может сказать пару слов - и человек уже в настроении. И ребятки наши, конечно, тянулись к нему.

Короче говоря, он стал стараться. Быстренько выполнил первый разряд, на первенство Союза ездил уже кандидатом в мастера, выступал со взрослыми. Но тогда очень большое место занимали обязательные фигуры. Сорок две фигуры полагалось делать. А это большой объем работы. И он никак не мог освоить! Произвольный танец откатает. Причем технически не очень хорошо, но артистично... музыку слышал! Была такая песня "Летите, голуби, летите", мы на нее программку сделали, очень симпатичная получилась. Простоватая, конечно, программочка, но с чего-то надо начинать" (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

Алексей Мишин с мамой, Татьяной Валентиновной Делюкиной. Конец 1950-х - начало 1960-х гг.

О балетной растянутости и прыгучести Мишина ходили легенды. Вот что вспоминал об этом приятель Алексея, ученик Игоря Борисовича Москвина Владимир Куренбин: «Он обладал необыкновенным шагом - ни у одной девочки не было такого шага. Ногу поднимал, как руку. Он допрыгивал ногой, например, до верхней перекладины футбольных ворот. Легко! Чуть не до баскетбольного кольца доставал ногой.

Либелу делал так, как никто не мог. Выворотность невероятная. Помню, едем в метро на эскалаторе, он стоит не то, что в пятой позиции, у него ноги разворачивались больше, чем можно представить. И он от этого не уставал. Стоит, держится рукой за поручень, разговаривает - а ноги вывернуты. Как говорили, у него ноги профессионального танцовщика» (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

Начало 1960-х гг.

Алексей, таким образом, обладал необыкновенными данными к фигурному катанию, но из-за того, что поздно пришел в спорт, не смог добиться в нем выдающихся результатов как одиночник. Лучшим его достижением стало 3-е место на чемпионате СССР 1964 г.

С 1967 г. он стал выступать в спортивной паре с Тамарой Москвиной. Тренером нового дуэта стал Игорь Борисович Москвин, который сумел найти своим ученикам авангардный стиль, полностью сответствующий физическим данным пары. Уже в своем первом сезоне они вошли в сборную команду страны и замкнули шестерку сильнейших пар как на ЧЕ, так и на ЧМ.

Настоящий фурор произвел их показательный танец «Цыганочка». Вот что писала об этом спортивная журналистка Людмила Доброва: «Каток (городка Вцеле неподалеку от Любляны, где проходили показательные выступления. - Л.М.) располагался на открытом воздухе. Трибуны вокруг него крохотные, разместиться могут только несколько сот человек. А желающих познакомиться с лучшими фигуристами континента оказалось значительно больше. Что же им было делать?

"Цыганочка". 1967 год

Выход местные болельщики нашли быстро. Прямо возле катка круто поднимается вверх гора. На ней устроили для себя импровизированные трибуны любители фигурного катания из Вцеле и десятков окружающих деревенек. Выступления Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, Эммериха Данцера и других фаворитов прошли с огромным успехом.

"Цыганочка". 1967 год

Но не меньшим в этот вечер пользовались и Тамара Москвина и Алексей Мишин. Они показали зрителям свой танец «Цыганочка». Танец был поставлен специально к чемпионату. Песню пела на сербском языке Радмила Караклаич. Что происходило в тот вечер на катке и вокруг катка Вцеле! Зрители приплясывали, пели вместе с Караклаич, подергивали плечами, словом, были участниками веселого танца. В самый разгар этой массовой пляски я подняла глаза, взглянула на гору и просто обмерла. Гора ожила. Она тоже приплясывала. Ходила ходуном. А когда танец закончился, гора под гром оваций тронулась с места: сотни людей бежали к катку, чтобы поздравить Тамару Москвину и Алексея Мишина (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).

В 1968 г. Москвина и Мишин совершенно неожиданно для всех, в том числе и для самих себя, стали серебряными призерами ЧЕ 1968. После короткой программы они были шестыми, а после произвольной совершили скачок на второе место, обыграв очень сильных соперников - пару из ГДР Хайдемария Штайнер - Хайнц-Ульрих Вальтер, западногерманские дуэты Маргот Глоксхубер - Вольфганг Данне и Гудрун Хаусс - Вальтер Хефнер и наших дебютантов Ирину Роднину и Алексея Уланова. По тем временам это было все равно, что прыгнуть выше головы.

Не готовые к такому исходу соревнований Тамара и Алексей собирались уже покинуть Дворец спорта, и Мишин даже успел переодеться в пестрый вязаный свитер, но тут последовало их приглашение на пьедестал, и так и стояли на нем Москвина и Мишин: Тамара в платье для произвольной программы, а Алексей - в «цивильном» свитере, брюках и ботинках.

Алексей Мишин и Тамара Москвина с польскими фигуристами Яниной Поремской и Петром Щипой и друзьями-соперниками Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым в олимпийском Гренобле. 1968 год

На ОИ в Гренобле они, к сожалению, допустили несколько помарок в своей произвольной программе и остались 5-ми, а на ЧМ в Женеве совсем немного уступили бронзовым призерам, американцам Синтии и Рональду Кауффман, и заняли 4-е место.

Произвольная программа на ОИ 1968 года

В 1969 г. Москвиной и Мишину первым удалось выиграть чемпионат СССР у непобедимых доселе Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. «Их тогда обыгрывать казалось просто неприлично, - вспоминал об этом событии Алексей Мишин. - На пресс-конференции в «Юбилейном», где собралась огромная толпа журналистов, царила какая-то неловкость. И хотя тогда уже Белоусова и Протопопов не катались лучше нас, но по-прежнему были невероятно обаятельны. Однако обаяние обаянием, а оценки ставятся не только за это.

Тамара Москвина и Алексей Мишин - чемпионы СССР 1969 года

В тот день я сказал, наверное, самую умную фразу за всю свою жизнь. Нас спрашивают: «Что вы сами об этом думаете?» Москвин сидит, молчит. Повисла пауза. И тогда я сказал: «Вы знаете, я думаю, вот победили мы их, но не превзошли». И все газеты на следующий день это написали» (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

ЧЕ 1969 года

Далее в сезоне были «бронза» ЧЕ и «серебро» ЧМ на впервые в истории полностью советских пьедсталах почета. А еще Тамара и Алексей порадовали зрителей новым показательным танцем под песню «Хромой король», неизменно вызывающим восторг на трибунах.

Показательный танец "Хромой король". 1969 год

После сезона 1969 г. Москвина и Мишин покинули спорт. Алексей вскоре закончил ЛЭТИ, факультет автоматики и вычислительной техники. К тому времени он увлекся теоретической разработкой вращательных движений в технике фигурного катания и начал изучать эти процессы с позиций биомеханики. К этому его подтолкнул его отец, специалист по теоретической механике. Алексей стал размышлять над тем, как соединить теоретическую механику и эстетичный вид спорта.

Он учился в аспирантуре при ГДОИФК им.Лесгафта, защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата педагогических наук. Свою преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургской академии физической культуры он в течение многих лет успешно совмещает с работой тренера.

Алексей Николаевич со своим первым учеником Юрием Овчинниковым. Середина 1970-х гг.

Постепенно создавалась уникальная методика Мишина, теория внедрялась в практику на занятиях с учениками. Алексею Николаевичу удалось создать свою школу в фигурном катании, в которой он успешно применяет свои научные разработки. Среди его учеников - Татьяна Оленева, Юрий Овчинников, Анна Антонова, Виталий Егоров, Алексей Урманов, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Артур Гачинский, Елизавета Туктамышева и др.

Профессор Мишин награжден Орденом Дружбы народов, медалью "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Алексей Николаевич и его "звездные" ученики Евгений Плющенко, Алексей Урманов и Алексей Ягудин. Середина 1990-х гг.

В книге Е.Вайцеховской «Москвины. Лед для двоих» Алексей Николаевич так рассказывает о своей работе: «Сам я лишь со временем понял, что сильный тренер - не тот, кто обладает очень сильными сторонами, а тот, кто не имеет слабых. Если в подготовке спортсмена где-то зияет дыра, то в экстремальной ситуации все наработанное годами может в эту дыру запросто ухнуть. Примеры я видел много раз. Когда сам начинал работать, то самым трудным было взвесить пропорциональную важность разных составляющих: сколько должно быть поддержек, шагов, вращений. Сколько внимания уделять чистоте реберного катания в обязательных фигурах, а сколько - геометрии самих фигур. Найти этот баланс не так просто.

Алексей Николаевич со своей ученицей Елизаветой Туктамышевой. Первая половина 2010-х гг.

[…] В спорте всегда присутствует доля случая. Если бы трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина родилась не в Москве, а, скажем, в Сыктывкаре или Улан-Удэ, если бы она не встретилась со своим тренером Станиславом Жуком, имел бы мир такую фигуристку? […] Кем бы я стал, если бы родился в Магадане? Уж никак не тренером по фигурному катанию. А дальше надо просто работать. Можно не быть знаменитым - люди интуитивно чувствуют, если в тренере есть искра божья. Ученики начинают «подплывать» сами. И только потом в этом перенасыщенном ученическом растворе неизбежно начинают появляться кристаллы и кристаллики.

Алексей Николаевич и Татьяна Николаевна Мишины. 2015 (?) год

[…] Придумать в фигурном катании что-то новое довольно сложно. Для этого нужен большой исходный материал, опыт. Как чужой, так и свой собственный. Кстати, ловлю себя на мысли, что раньше все мы не считали зазорным снимать, записывать. А сейчас большинство наших тренеров лишь скептически наблюдают за тем, что происходит на льду и практически не пользуются тем, что приходит в фигурное катание с Запада, от других специалистов.

[…] Когда тренер говорит, что считает главным воплотить на льду музыку, то для меня это, простите, детский лепет на лужайке. Не об этом надо думать. А о том, чтобы завоевать медаль и победить всех соперников» (Е.Вайцеховская, «Москвины: Лед для двоих», СПб, «Амфора», 2011).

Алексей Николаевич счастлив в семейной жизни: у него есть жена Татьяна Николаевна, его бывшая ученица, а ныне его соратник, и двое сыновей - Андрей и Николай. Он страстный рыбак и садовод, а также прекрасный кулинар. Дома у него живут две азиатские овчарки.

    08/03/2011

    Заслуженный мастер спорта СССР Алексей Николаевич Мишин родился 8 марта 1941 года в Севастополе.

    Во время Второй мировой войны отца - Мишина Николая Ивановича, преподавателя Севастопольского училища, перевели на работу в Ленинград (Санкт-Петербург). Отец любил кататься на коньках и часто брал сына с собой на каток.

    После школы Алексей Мишин увлекся электроникой и хотел стать инженером. В 1964 году он окончил Ленинградский электромеханический институт имени В.И. Ленина по специальности инженер-электрик. С 1956 года начал заниматься фигурным катанием. Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Леплинская. После он тренировался у Игоря Москвина в паре с фигуристкой Тамарой Москвиной.

    В 1968 году пара Мишин - Москвина стала серебряным призером чемпионата Европы в Вестеросе (Швеция). В 1969 году они выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира в Колорадо-Спрингс (США) и бронзовыми призерами чемпионата Европы в Гармиш-Партенкирхене (Германия).

    В этом же году Алексей Мишин ушел из большого спорта. В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

    После завершения спортивной карьеры Алексей Мишин начал тренерскую деятельность. Одной из первых его учениц стала фигуристка Татьяна Оленева, чемпионка СССР (1973), позже ставшая его женой. В 1977 году у них родился первый сын Андрей, в 1983 году - второй сын Николай. За свою тренерскую карьеру Алексей Мишин подготовил ряд известных фигуристов, среди которых чемпион мира среди юниоров Виталий Егоров, чемпион СССР Юрий Овчинников, олимпийский чемпион, чемпион Европы Алексей Урманов, олимпийские чемпионы, неоднократные чемпионы мира и Европы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко.

    Мишин был тренером сборной СССР и России на Олимпийских зимних играх 1976, 1984, 1994, 1998, 2002.

    В настоящее время среди учеников Мишина фигурист Артур Гачинский, занявший пятое место на чемпионате Европы 2011 года, и Елизавета Туктамышева, победительница первенства России среди юниоров.

    Алексей Мишин является заведующим кафедрой теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания на коньках Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, с 1990 года является профессором кафедры. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), Заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры России (2002), член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной России по фигурному катанию.

    В 1994 году был награжден орденом Дружбы народов, в 2010 году - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени "за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в городе Ванкувере (Канада)".

    Алексей Николаевич Мишин (род. 8 марта 1941, Севастополь, СССР) - советский, российский тренер по фигурному катанию.

    Образование

    • Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова (Ленина) (факультет автоматики и вычислительной техники) (1969)
    • аспирантура Ленинградского государственного дважды орденоносного института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта (ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта)
    • Кандидат педагогических наук (1973)
    • Профессор (1990)

    Спортивные достижения

    С 1967 г. выступал в паре с Тамарой Москвиной

    • Чемпион СССР по фигурному катанию на коньках в парном катании в 1969 году
    • 2 место на чемпионате мира в 1969 г. (Колорадо-Спрингс, США)
    • 2 место на чемпионате Европы в 1968 г. (Вестерос, Швеция) и 3 место на чемпионате Европы в 1969 г. (Гармиш-Партенкирхен, ФРГ)

    Тренерская работа

    C 1973 года работал преподавателем в ГДОИФК им П. Ф. Лесгафта, тренером сборной СССР и России. В начале тренерской карьеры стажировался в США у Карло Фасси, в Германии у Ютты Мюллер, самые сложные элементы и технику катания и методику тренировок он осваивал, учась у таких мастеров, как Станислав Жук, Игорь Москвин.

    Заведующий кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

    Тренер-консультант сборной Нидерландов.

    У Алексея Мишина проходили подготовку фигуристы:

    • Александр Майоров
    • Марина Серова
    • Анна Антонова (серебряный призёр чемпионата СССР)
    • Виталий Егоров (чемпион мира среди юниоров)
    • Татьяна Оленева (чемпионка СССР, тренер и жена Алексея Николаевича Мишина)
    • Юрий Овчинников (чемпион СССР, бронзовый призёр чемпионата Европы)
    • Алексей Урманов (олимпийский чемпион, чемпион Европы, неоднократный чемпион России)
    • Олег Татауров (неоднократный призёр чемпионатов России)
    • Руслан Новосельцев (победитель зимней Универсиады 1997)
    • Татьяна Басова (бронзовый призёр чемпионата России 2003)
    • Алексей Ягудин (олимпийский чемпион, четырёхкратный чемпион мира, трёхкратный чемпион Европы, неоднократный призёр чемпионатов России)
    • Евгений Плющенко (двукратный олимпийский чемпион, трёхкратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы и десятикратный чемпион России)
    • Андрей Лутай (неоднократный призёр чемпионатов России)
    • Ксения Доронина (двукратная чемпионка России)
    • Катарина Гербольдт (бронзовый призёр чемпионата России 2009)
    • Артур Гачинский (бронзовый призёр чемпионата мира 2011, серебряный призёр Чемпионата Европы 2012)
    • Елизавета Туктамышева (чемпионка мира, чемпионка Европы, победительница Финала Гран-При, чемпионка России, чемпионка I Юношеских Олимпийских Игр в Инсбруке).
    • Александр Петров (бронзовый призёр финала Гран-при среди юниоров 2014)
    • Каролина Костнер (бронзовый призёр Олимпийских Игр, чемпионка мира, пятикратная чемпионка Европы, восьмикратная чемпионка Италии).

    Продолжает тренировать спортсменов.

    Награды и звания

    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (24 марта 2014 года) - за большой вклад в организацию подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и обеспечение успешного выступления сборных команд России
    • Орден Дружбы народов (22 апреля 1994 года) - за высокие спортивные достижения на XVII зимних Олимпийских играх 1994 года;
    • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (21 октября 2010 года) - за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 года в городе Ванкувере (Канада)
    • Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (2002 год)
    • Почётная грамота Президента Российской Федерации (2011 год) - за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность
    • Заслуженный мастер спорта СССР (1969 год)
    • Заслуженный тренер СССР
    • Заслуженный тренер России
    • Заслуженный тренер УССР
    • Благодарность Президента Российской Федерации (2002 год)
    • Почётное звание «Лучший в спорте Санкт-Петербурга» (2006 и 2012 годы, Правительство Санкт-Петербурга)
    • Почётный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2002 год)
    • Почётный знак Российской федерации фигурного катания (2003 год)
    • Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2011 год)

    Алексей Мишин фотография

    – Я надеюсь, что пауза продлится недолго, и в четырехлетие, которое нас ожидает, яркого спортсмена или спортсменку я миру фигурного катания представлю.

    – Даже великому спортсмену трудно без хорошего тренера. А как чувствует себя великий тренер без великого ученика?

    – Один восточный философ сказал: если хочешь подняться на новую гору, надо сначала спуститься с предыдущей. Я спустился с предыдущей вершины, но не чувствую, что увяз в болоте.

    – Подрастает уже новый Плющенко?

    – Это было бы моей ошибкой – анонсировать. Я никогда этого не делал. У меня есть ребята, с которыми мы с женой Татьяной работаем и которые могут преподнести сюрприз. Почему не хочу никого выделять? Дело в том, что я никогда не беру одного спортсмена, я беру группу спортсменов. Это моя методика. Когда начинаешь с нуля, коллектив необходим. Когда-то у меня была группа, где тренировались Урманов, Ягудин, Новосельцев, Татауров, Шашков и потом только Плющенко, которого все лупили, а он тянулся, скребся, пробивался… Так же и теперь. У меня спортсмены достаточно юные, и что из них получится, сказать пока трудно. Каждый из них обладает какой-то яркой стороной. Один прекрасно делает шаги, другой хорошо вращается, третий эмоционален, четвертый более сильный, пятый – психологически устойчивее… Выявляется в группе кто-то один, который все эти сильные стороны в себе аккумулирует. И он-то как раз выплескивается наверх. А если я выкину спортсмена вперед, прицеплю к его телу паруса и начну в них дуть, это будет моей грубейшей жизненной ошибкой.

    – А сам Женя возвращается или нет?

    – Он очень хочет вернуться, и если финансовая поддержка ему будет обеспечена, к серьезным тренировкам приступит уже в июле, как это делают все фигуристы.

    Лучшие дня

    – Иными словами, Плющенко нужен спонсор?

    – Знаете, одна наша очень известная синхронистка, олимпийская чемпионка сказала: «Пройти этот путь еще раз – подвиг». А ведь настоящие подвиги должны соответствующим образом подкрепляться. Президент нашей федерации Валентин Писеев говорит, что член сборной страны получает сегодня от трех до пяти тысяч рублей. Это не стимул. Женя хочет вернуться, так помогите ему продолжить карьеру. Тем более что в этом случае кататься в разного рода ледовых шоу и заниматься бизнесом у Жени просто физически не будет времени.

    – По-вашему, правильно, что чемпионы возвращаются?

    – Чемпион – это кристаллик! Это образец! На нем учатся. Думаю, что присутствие тех чемпионов, которые ушли, но могут кататься, было бы желательно для фигурного катания. И я, кстати, верю в наше светлое будущее. Надо только пересесть из «Запорожца» в болиды «Формулы-1». Тогда с сегодняшними лидерами мы будем на равных соревноваться.

    – А они позволят? Один из тех, кто в нынешнем сезоне очень далеко от всех «уехал» – Брайан Жубер – заявил, что ему абсолютно все равно, вернется Плющенко или нет.

    – Все вопросы по поводу возвращения Жени и прошедшего сезона в целом меня натолкнули на одну мысль. Люди, которые нас окружают, в том числе и вы, журналисты, делятся на две группы. Одни говорят: «Ой, ой, ой! Как хорошо, ни одной медали!» Я таких не люблю. Они не правы. В конце концов, лучше сорок лет получать медали и потом один год не получать, чем никогда ничего не иметь. А другие смотрят на этот вопрос конструктивно, анализируют процесс. Да, чудес не бывает. Команда потеряла трех лидеров после Игр в Турине. Это – удар. И после такого удара нужно время, чтобы оправиться. А что касается Жубера… У него есть один серьезный аргумент – два четверных тулупа и четверной сальхов. Во всем остальном он может быть бит и легко. Его шаги лишены замысла, вращения не содержат ни одной интересной позы.

    – Если вернуться к ситуации в нашем фигурном катании в целом, то, например, глава федерации Валентин Писеев считает: проблема в том, что в стране сейчас плохо с тренерами. Не в том смысле, что тренировать некому, а в том, что именно сейчас мы начинаем пожинать плоды массового отъезда наших специалистов в предыдущие годы. Если взять, к примеру, танцевальный турнир на последнем чемпионате мира, так из 24 лучших дуэтов 17 подготовлены нашими тренерами.

    – Да, наши тренеры уехали, а что им еще оставалось делать? Скажите, а мог Ростропович не уехать? Или Фетисов не играть в НХЛ? Или Барышников не танцевать? Когда страна упала вниз, фигурное катание резко подорожало. И люди, которые решились на этот шаг, чтобы выжить, свои знания, полученные здесь, там сумели поставить на очень высокий финансовый и организационный уровень. Поэтому сейчас все наши перспективы могут стать реальными только в том случае, если мы создадим федеральную целевую программу поддержки фигурного катания. Без нее нам сегодня не выжить. Мальчики и девочки, которые в школы фигурного катания приходят, должны учиться на чужом примере. В идеале в каждой школе должна быть картотека записей выступлений или тренировок великих. Возникнет необходимость каждый шаг на льду разобрать – иди и смотри. У нас же никто ничего не видит. Нужна лонжа – разучивать прыжки. И я ношу ее в свои 66 лет парню, который за 60 килограммов весит. А если я таскаю – значит, я не тренирую. Если с камерой стою на льду – опять не тренирую. Нужно, чтобы кто-то снимал, «таскал», подсказывал… Кстати, все это было раньше. И сейчас нам просто необходимо весь этот учебно-тренировочный процесс на уровне школы организовать. Так как на уровне школы все и рождается.

    – Если подытожить – хороший спонсор не только Плющенко нужен.

    – Десять тысяч долларов стоит сегодня постановка произвольной программы. Если таких денег нет, можно и за три тысячи рублей поставить. Пригласить репетитора из школы… Но тогда на три тысячи рублей программа и будет. Мой ученик Алексей Урманов – отец троих детей. Чтобы содержать семью и готовить собственных учеников, он должен танцевать со звездами, в других различных шоу выступать. Сам себя обеспечить, чтобы потом снова работать – тренировать детей. Где это видано? Вот и получается, что тренеры в России «продают» свое имя, зарабатывают на стороне, чтобы воспитывать спортсменов. Я, например, скольких людей перевозил за границу, сам платил, имя мое платило. Но это же не выход. Я тут пригласил к себе домой водопроводчика из Дворца спорта «Юбилейный», где работаю, нужно было что-то починить. Между делом он сказал мне, что получает в месяц 15 тысяч рублей. Зарплата заслуженного тренера, который сейчас перед вами, – 14 тысяч 100 рублей. Выводы делайте сами.

2024 ssh-edinoborstva-krsk.ru. Спорт каждый день.