Чем же он может помочь? Почему пионербол — подводящая игра к волейболу. Как играть в пионербол: краткие основные правила для школьников Пионербол подводящая

Чтобы понять, как правильно играть в пионербол и каковы его правила, важно иметь некоторое представление, что эта игра из себя представляет и какой материал необходимо подготовить. Для того чтобы сыграть в пионербол необходимо иметь на площадке волейбольную сетку. Мяч для пионербола должен быть также волейбольный. Задача игроков – отбивать мяч руками любыми способами через сетку таким образом, чтобы он оказался на стороне другой команды. Нужно, чтобы игровая площадка была достаточно большой. Это позволит более свободно передвигаться игрокам во время игры.

Чем пионербол отличается от волейбола?

Подвижная игра «пионербол» представляет собой дворовый вариант игры в волейбол. Поэтому и правила игры у них в некоторой степени схожи. В отличие от волейбола, где мяч отбивают, в пионерболе его нужно ловить руками.

Также отличительной особенностью является количество мячей. В пионербол играть можно как одним мячом, так и несколькими (обычно два). В то время как в волейбол возможна игра лишь в один мяч.

Правила игры в пионербол

  1. Участники игры делятся на две команды, численность каждой должна составлять от 3 до 8 человек. Оптимальное число участников – 14 человек.
  2. Через середину игрового поля натягивается волейбольная сетка или обычная веревка.
  3. По обе стороны сетки располагаются команды. Расстановка игроков в пионерболе может быть заранее прорисована капитаном команды на бумаге. При этом существуют определенные зоны в пионерболе, схожие с волейбольными: передняя и задняя линии, где каждый участник команды ответственен за свою зону.
  4. Необходимо отбивать мяч на сторону противника. При этом данное действие можно сделать не более двух раз.
  5. Если мяч коснулся тела игрока выше пояса, то засчитывается удар.
  6. Игрок № 1 бросает мяч сразу двумя или одной руками.
  7. Во время подачи мяч не должен касаться сетки, однако во время игры касания разрешены.
  8. После выигрыша происходит переход игроков по часовой стрелке. Игра заканчивается в тот момент, когда какая-либо из команд наберет 10-15 очков и не имеет перевес в два очка.
  9. Если выиграно две партии подряд, то команде засчитывают победу.
  10. С помощью жеребьевки команды определяются с выбором стороны для игры и правом подачи мяча.
  11. После того, как первая партия окончена, происходит смена сторон командами и подачу мяча начинает команда, которая в прошлый раз уступила в подаче согласно жеребьевке.
  12. Третья партия является решающей и если команда набрала 8 очков, то также стороны меняются. Однако подачу осуществляет тот же игрок, что и раньше.зоны в пионерболе

Следует помнить, что официальных единственно верных правил пионербола не существует. Они могут быть скорректированы участниками команд по договоренности. При этом можно обсуждать следующие вопросы:

  • будет ли переход игроков во время игры;
  • какое количество мячей будет в игре;
  • сколько партий будет сыграно;
  • какое количество очков необходимо набрать команде для присуждения победы.

В эту игру очень часто играют в детских лагерях и в школе на уроках физкультуры . Пионербол - командная игра, требующая от 3 до 8 игроков в каждой команде.

Правила игры Пионербол

Для игр необходим волейбольный мяч и волейбольная площадка. Если площадки нет, края игрового поля можно очертить мелом или палкой. Вместо сетки обойтись простой верёвкой, а волейбольный мяч заменить футбольным или детским резиновым мячиком.

Вначале с помощью жеребьевки определяется, подача какой команды будет первой.

Команды встают по обе стороны от сетки, игрок подающей команды берет мяч и отходит в дальний конец своей площадки.

Игрок, поймавший мяч, может сделать с ним в руках не более 3 шагов по направлению к сетке. Также внутри одной команды можно сделать одну передачу.

Игроки пытаются бросить мяч так, чтобы команда соперников его не смогла поймать.

Команды перекидывают мяч до тех пор, пока он не коснется земли на площадке соперника. Команда, не сумевшая поймать мяч, или отправившая мяч за пределы площадки, проигрывает очко.

Игра продолжается до 15 очков, после чего команды меняются площадками.

Посмотреть видео игры в Пионербол:

В младших и средних классах обязательна программа обучения пионерболу, так как данная игра способствует физическому, эмоциональному и общему развитию ребенка.


Для проведения урока физкультуры, посвященного пионерболу, руководитель обязан создать необходимые условия для безопасного проведения игры и организовать правильную подготовку.

Цели и задачи такого урока:

формирование знаний об игре пионербол спортивного направления; совершенствование умений выполнять основные приемы игры; воспитание организованности и чувства коллективизма.
Необходимый инвентарь: волейбольные мячи (1 на двоих), волейбольная сетка.

С подробной организацией урока вы можете ознакомиться в Приложении 1.

Подготовка к игре в пионербол


Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий . По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь », «Вызов номера », «Попробуй унеси ».

Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль » на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку. 8

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов.

Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.

Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки.

Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.

Коротко о главных правилах:

  1. Всё начинается с подачи: один из игроков группы становится на заднюю линию и делает довольно сильный бросок на поле своих соперников. При этом он не должен задеть сетку.
  2. Противнику нужно поймать мяч, при желании сделать не больше трёх шагов к сетке и перебросить снова на поле команды, которая подавала.

    Обычно кидают на наиболее уязвимое место без защиты или с минимальным количеством игроков.

  3. Участник подающей группы должен тоже поймать снаряд и снова кинуть его через натянутую сетку на другую сторону. Процесс перебрасывания мяча продолжается до тех пор, пока какая-либо группа участников не пропустит снаряд (он должен коснуться земли).
  4. Команда, которая забила гол, получает одно очко.
  5. Партия заканчивается, когда одна из групп наберёт определённую сумму баллов , которую обычно оговаривают перед её началом.

Сколько человек играет в команде

В команду разрешается брать от 6 до 16 участников. Важно их одинаковое число, чтобы игра была на равных. Все спортсмены равномерно распределяются на поле: для каждой группы своя сторона от сетки.

Мяч

Для пионербола обычно используется волейбольный снаряд. Его окружность составляет 65—67 см. Весит он примерно 300 грамм. В качестве материала для изготовления оболочки мяча берут натуральную или синтетическую кожу. Для дворовых игр в пионербол на асфальтированной площадке нужен снаряд с жёстким покрытием, в то время как для пляжной игры подойдёт более мягкая ткань.

Фото 1. Мяч для волейбола MVA 300 из синтетической кожи, длина окружности - 66-67 см, производитель - «Mikasa», Пакистан.

Площадка

Играть в пионербол можно на обычной площадке для волейбола, где есть сетка, через которую нужно перебрасывать мяч. Для дворового варианта может подойти даже верёвка для белья. Главное, чтобы она разделяла территорию на две равные части.

Размер площадки зависит от количества игроков в группах. Нужно, чтобы всем было комфортно и свободно передвигаться по ней.

В качестве ориентира можно взять стандарт волейбольного поля:

  • Площадь 18х9.
  • Высота сетки 2,43 м для парней и 2,24 для девушек.
  • Игровое поле для каждой команды — 9х9.

Как играть

Основные правила:


Вам также будет интересно:

Размещение игроков на площадке

Для более эффективной защиты участники должны быть равномерно распределены по площадке. Условно поле, имеющее форму квадрата , делится на участки, за которые отвечают отдельные игроки группы.

Предварительно капитан может на листе бумаги изобразить схему размещения участников на поле.

Стоит отметить, что в этой игре есть передняя и задняя линии . Первые отвечают за территорию ближе к сетке, а вторые — за дальнюю зону, так как забить мяч могут и туда, поэтому важно ставить людей и назад.

Внимание! После каждого выигранного очка, члены этой группы меняют позиции на своём участке: они перемещаются на поле по часовой стрелке. Кроме этого, ставится другой игрок на подачу.

Очки

Начисление очков:


Переход подачи: что это такое

Его суть заключается в том, что если подающая команда делает ошибку любого характера в подаче, она лишается права броска и последний совершается другой стороной. Очки соперник при этом не получает.

Справка! Ранее это правило соблюдалось в волейболе, однако, сейчас оно отменено, так как в действительности значительно увеличивало по времени каждую партию.

Есть ли подвижные правила

Важно знать тот факт, что правила пионербола официально нигде не прописаны, так как обычно в него играют в школах, во дворах. Поэтому в каждом случае участники предварительно договариваются , какие условия будут действовать в их текущей игре.

Договорённость касается следующих вопросов:

  1. Количество мячей.
  2. Общее число партий , которое будет сыграно.
  3. Будет ли переход спортсменов во время игры.
  4. Сумма очков, которую одна из команд должна получить, чтобы одержать победу.

Как выигрывать в пионербол

  1. Важно тренировать подачу, чтобы команда не проигрывала очки сопернику из-за плохих начальных бросков.
  2. Внутри группы разработать тактику нападения , но прежде изучить каждого игрока в команде соперника, чтобы увидеть его слабые стороны, в которые следует бить.
  3. Не оставлять пустым участки своего поля , так как свободные места крайне уязвимы.
  4. Капитану нельзя ругать членов команды за неудачи. Нужно постоянно подбадривать и мотивировать участников.
  5. Определить сильных игроков и делать упор на них.
  6. Развить чувство ответственности и установить дисциплину . Участникам группы важно стать одним целым для победы.
  7. Желательно каждому участнику отрабатывать броски вне игры.
  8. Научиться импровизировать во время матча. Это важно для случаев, когда что-то идёт не в соответствии с тактикой.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором показаны основные моменты, связанные с правилами игры в пионербол.

Заключение

Правила игры в пионербол очень схожи с волейбольными . Если мяч коснулся земли, кидающей команде засчитывается очко. Участники перебрасывают друг другу снаряд и стараются его поймать: каждая группа со своей стороны. Когда одна команда набирает определённое количество очков, о котором была ранее договорённость, она выигрывает.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

При изучении в рамках школьной программы спортивной игры “Волейбол”, пожалуй, наибольшую сложность вызывает обучение игре с полной игровой фразой (подача – приём – передача мяча – нападающий удар или другое атакующее действие – блокирование). Причин бывает достаточно много: недостаток учебно-тренировочного времени, материального оборудования, неправильно построенный учебно-тренировочный процесс. Это зачастую приводит к тому, что у обучающихся не закрепляются на должном уровне технико-тактические приёмы (в первую очередь, приём мяча с точной доводкой до связующего игрока и вторая передача).

Даже уверенное владение приёмом и передачей мяча, освоенность которых, контролируется чаще всего за счёт индивидуальных тестовых упражнений, не даёт гарантий, что они будут уверенно применяться в игровых ситуациях. Обучение приёму мяча после подачи с точной передачей в зону связующего игрока – процесс достаточно длительный и трудоёмкий. Принимающим необходимо научиться правильно и быстро выходить на приём мяча, “гасить” скорость мяча после подачи (нападающего удара), учитывать расположение игрока, которому передаётся мяч, по отношению к сетке. Несоблюдение этих условий приводит к тому, что мяч или проигрывается сразу, или перебрасывается на противоположную сторону без атакующих действий. Чаще всего это приводит к неуверенности, спешке, стремлению перебросить мяч на противоположную сторону без “розыгрыша мяча”. Для решения этой задачи необходимо чаще использовать совершенствование приобретённых умений и навыков в игровых ситуациях.

Для большей эффективности подводящие игры и упражнения должны применяться поэтапно, от простых к сложным, вплоть до их уверенного освоения. При обучении волейболу есть возможность дифференцированного подхода даже в подводящих играх и играх с заданиями. Это обусловлено тем, что команды разделены сеткой и играют на своих площадках. Появляется возможность проведения подводящих игр разного уровня подготовленности для каждой команды. Допустим, одна команда играет по правилам игры “Пионербол в три касания”, а более подготовленная – “Пионербол с волейбольной атакой”.

Общеизвестная подводящая игра “Пионербол” позволяет научиться правильно выходить на переходящий мяч. После уверенного освоения игры, можно вносить в неё простейшие дополнительные элементы волейбола. По мере освоения включаются более сложные элементы и связки элементов волейбола. Наибольшую сложность при обучении вызывает качественный и точный приём мяча, особенно, после сильной подачи или нападающего удара. Естественно подводящие игры, которые закрепляют и совершенствуют приём мяча, необходимо использовать на более поздних этапах обучения и в облегчённых условиях (например, вводить мяч в игру передачей сверху). Желательно чаще применять игры и упражнения, дополнительным условием в которых является волейбольная сетка и волейбольная разметка для воспитания пространственного восприятия этих частей волейбольной площадки.

Подводящие игры и упражнения предложены в той последовательности обучения, которая предусматривает основные принципы обучения.

1.Игра “Пионербол”. Мяч вводится в игру броском мяча в площадку соперника через сетку. После ловли мяча принимающая команда максимально может выполнить не более двух передач между игроками. Мяч на противоположную сторону отправляется броском. Игрокам разрешается перемещаться с мячом в руках не более двух шагов. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 5-6-х классах мяч в игру можно вводить волейбольной подачей. Использование игры целесообразно в 3-6-х классах.

2.Игра “Пионербол в три касания”. Мяч вводится в игру броском мяча в площадку соперника через сетку. После ловли мяча принимающая команда максимально может выполнить не более двух передач между игроками. Мяч на противоположную сторону отправляется броском c с обязательной первой передачей в зону 3 и второй передачей в зоны 4 и 2. Игрокам разрешается перемещаться с мячом в руках не более двух шагов. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 5-7-х классах мяч в игру можно вводить волейбольной подачей. В 6-7-х классах можно добавить в условие игры бросок на противоположную сторону после остановки прыжком двумя руками сверху с его возможным блокированием. Использование игры целесообразно в 4-7-х классах.

3.Игра “Пионербол с атакующей передачей”. Мяч вводится в игру или верхней волейбольной передачей, или волейбольной подачей. После ловли мяча принимающая команда в три касания с обязательной первой передачей (броском) или волейбольной передачей сверху отправляет его в зону 3. Из 3 зоны мяч набрасывается в зону 4 (2) , и волейбольной верхней (нижней) передачей на площадку соперника через сетку. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 7-8-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом. Использование игры целесообразно в 5-8-х классах.

4.Игра “Пионербол с волейбольной атакой”. Мяч вводится в игру или верхней волейбольной передачей, или волейбольной подачей. После ловли мяча принимающая команда с обязательной волейбольной передачей сверху отправляет его в зону 3. Из 3 зоны пойманный мяч волейбольной передачей сверху отправляется в зону 4 (2) , и волейбольной верхней (нижней) передачей на площадку соперника через сетку. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 8-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом. Использование игры целесообразно в 6-8-х классах.

5. Игровое упражнение “Первая передача”. Команда из двух игроков выполняет передачи сверху и снизу между собой. Один из игроков находится в непосредственной близости от сетки (не более 1 метра), находясь к ней спиной. Необходимо выполнять наибольшее время передачи между собой без технических ошибок. Игрок, который находится у сетки, не имеет права её касаться. Игра направлена на закрепление и совершенствование навыка первой передачи (приёма) мяча на связующего игрока. Можно изменить упражнение: в 6-7-х классах игрок у сетки ловит мяч и выполняет бросок двумя руками сверху своему партнёру на приём снизу, в 8-11-х классах игрок у сетки выполняет многократные нападающие удары в своего партнёра. Использование упражнения целесообразно в 6-11-х классах.

6. Игра “Волейбол с ловлей мяча”. Мяч вводится в игру или передачей сверху, или подачей. Переходящий мяч ловиться игроками принимающей команды. Затем двумя передачами сверху через игрока зоны 3 мяч доставляется игрокам зон 2 или 4, откуда передачей сверху (снизу) отправляется через сетку на противоположную сторону. Допускается первую передачу выполнять в зону 2 (4) со второй передачей в зону 3. В 8-9-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом. Использование игры целесообразно в 6-9-х классах.

7.Игра “Пионербол с волейбольным приёмом” Мяч вводится в игру верхней волейбольной передачей. Принимающая команда нижней (верхней) волейбольной передачей отправляет его в зону 3 (2,4), с ловлей мяча игроком этой зоны. Из 3 (2,4) зоны мяч волейбольной передачей сверху отправляется в зону 4 (3,2) , и волейбольной верхней (нижней) передачей на площадку соперника через сетку. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 8-9-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом, ввод в игру волейбольной подачей. Использование игры целесообразно в 6-9-х классах.

8.Игра “Через сетку вчетвером”. Команда из четырёх игроков, выполняя волейбольные передачи между собой и через сетку должна наибольшее время выполнять передачи без ошибок. С каждой стороны находятся по 2 игрока (один из них в роли связующего игрока). С каждой стороны мяч должен разыгрываться на 3 касания с дальнейшим перебросом мяча на противоположную сторону. Использование упражнения целесообразно в 7-11-х классах.

9.Игра “Ввод мяча через розыгрыш”. Мяч вводится в игру после розыгрыша мяча между игроками зоны 4 (2) и зоны 3. Затем игра продолжается без ограничений по правилам волейбола. В усложненных вариантах игры в розыгрышах принимают участие по три игрока: 5 (1), 3 и 4 (2); 6, 3 и 4 (2); 2 (4), 3 и 4 (2) ; 1 (5), 3 и 4 (2); 6, 2 (4) и 3 и т.д. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 8-11-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом, в 9–11-х классах одиночное и групповое блокирование. Использование игры целесообразно в 7-11-х классах.

10.Игра “Розыгрыш после переброса”. После ввода в игру передачей сверху, принимающая команда должна переправить мяч на противоположную сторону после розыгрыша мяча (в три касания). Затем игра продолжается без ограничений по правилам волейбола. В 8-11-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом, в 9-11-х классах одиночное и групповое блокирование. Использование игры целесообразно в 7-11-х классах.

Использованная литература:

1.Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол. – М.: ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007. – 56 с. (Библиотечка тренера).

2024 ssh-edinoborstva-krsk.ru. Спорт каждый день.